ОДКБ: дело – общее, польза – частная, или наоборот?

На модерации Отложенный

Председательство в ОДКБ в 2014 году благополучно перешло от Кыргызстана к России. Такое решение было принято еще в сентябре прошлого года на саммите Организации в Сочи. Это позволит Москве, которая и так чувствует себя безальтернативным лидером в ОДКБ, укрепить свои позиции в альянсе. В этом смысле интересно взглянуть на те приоритеты, которые Россия заявила на текущий год.

Во-первых, это укрепление механизмов сотрудничества в целях обеспечения безопасности на внешних границах зоны ответственности ОДКБ. Речь идет главным образом о выработке и принятии превентивных мер по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, в контексте предполагаемого свертывания иностранного военного присутствия в этой стране.

Следует отметить, что этот пункт не случайно стоит на первом месте, потому как Москва придает афганскому вопросу огромное значение. Ведь именно из-за него саммит ОДКБ перенесли на сентябрь. Обычно главы государств-членов Организации собираются в декабре, чтобы обсудить итоги проделанной работы за год. Исключением стал только 2008 год, когда время проведения встречи на высшем уровне скорректировал грузино-югосетинский конфликт.

Однако «час Х» (декабрь 2013 года) прошел, катастрофы не случилось. Возникает вопрос: не американские ли военные нагнетают панику вокруг Афганистана, тем самым переключая внимание российского руководства с Восточно-Европейского региона, где на территории стран Балтии и Польши, по сути, готовится плацдарм для нападения? Или это сама Москва грамотно использует международную конъюнктуру с целью усиления своего влияния на страны Центральной Азии?

Интересно, что останавливая потоки наркотиков и толпы террористов из оставшегося без присмотра США Афганистана, Россия смогла добиться ратификации парламентами Таджикистана и Кыргызстана договоров о размещении на их территории российских военных баз. Кроме того, под давлением Москвы Бишкек принял окончательное решение о закрытии американского центра транзитных перевозок «Манас», а Ташкент подтвердил приверженность принципу неразмещения иностранных военных баз на своей территории и заключил крупный контракт на поставку российского вооружения.

Во-вторых, традиционно заявлено о совершенствовании совместной оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований системы коллективной безопасности ОДКБ, в первую очередь Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), оснащении их современными вооружением, военной и специальной техникой.

В настоящее время в СМИ сообщалось о трех учениях, планируемых к проведению под эгидой Организации: совместное учение КСОР «Взаимодействие-2014» (Казахстан), совместное учение объединенной системы ПВО «Чистое небо-2014» (Казахстан) и совместное миротворческое учение «Нерушимое братство-2014» (Кыргызстан).

Также, по опыту прошлых лет, следует ожидать проведения антинаркотического учения «Гром» и антитеррористического учения «Кобальт», которые, вероятно, будут проходить на территории государств-членов ОДКБ, непосредственно граничащих с Афганистаном. Возможно также проведение учения коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности «Рубеж».

Даже беглый взгляд на географию этих маневров позволяет судить о том, что значительная их часть будет проведена на территориях и в целях, несколько далеких от интересов Беларуси.

В-третьих, акцентировано внимание на необходимости подготовки миротворческих сил ОДКБ к практическому участию в операциях по поддержанию мира.

Совершенно очевидно, что любое государство-член ОДКБ, при желании, может подготовить свои национальные миротворческие контингенты и участвовать в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН в любой точке Земли. Что мы и имеем сейчас на примере России, Казахстана и Беларуси. Однако создание миротворческих сил в рамках ОДКБ объявлено важным политическим шагом на пути становления Организации, в результате чего Москва может получить очень удобный инструмент для защиты своих интересов в коллективных зонах ответственности, а если понадобится, то и за их пределами. В то же время, участие сил ОДКБ в реальных миротворческих операциях, со временем, неизбежно поставит Организацию в один ряд с Североатлантическим альянсом. В этом случае НАТО вынуждена будет строить свои отношения с ОДКБ в целом, а не с каждым членом в отдельности. Об отсутствии подвижек в этом направлении не раз указывал генеральный секретарь Николай Бордюжа.

В-четвертых, ожидается продолжение работы по организации локальных операций на основных маршрутах наркотрафика в рамках региональной антинаркотической операции «Канал», а также проведение совместных оперативно-тактических учений подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и органов внутренних дел, выделенных в состав формирований сил специального назначения КСОР. Сюда же можно отнести противодействие распространению пропаганды терроризма и религиозного экстремизма, в том числе через национальные сегменты сети Интернет. Все это только подтверждает версию о повышенном внимании российского руководства к Центрально-Азиатскому региону.

Среди остальных приоритетов России, как председательствующей в 2014 году в ОДКБ, заявлены наращивание внешнеполитической деятельности координации государств-членов по ключевым вопросам международной и региональной безопасности, согласование позиций в ООН и на других международных площадках, подготовка совместных заявлений и инициатив по актуальным вопросам, затрагивающим интересы государств-членов Организации, а также развитие взаимодействия между ОДКБ и другими международными и региональными организациями с целью повышения ее международного авторитета и решения стоящих перед Организацией задач. Опять же, в свете явного игнорирования НАТО взаимодействия с ОДКБ, указанные направления являются более чем актуальными.

В итоге, становится очевидным, что в текущем году основное внимание и деятельность России в рамках ОДКБ будет приковано к региону Центральной Азии, где Москва собирается действовать в своих интересах весьма прагматично.

Однако одновременно складывается впечатление, что западному стратегическому направлению с его «Евромайданом» и масштабным перевооружением Польши в ОДКБ Москвой все же отводится второстепенная роль. Учитывая важность удержания в сфере своих интересов Украины, возможно здесь приоритет будет уделяться Россией единолично, а не в составе всей Организации, хотя это говорит о слабости последней. Варшаву же, по мнению Москвы, еще долго будет пугать «тень Искандеров» в Калининградской области. Получается, что России виднее, где сосредоточены главные угрозы для ОДКБ в 2014 году. Виднее на столько, что можно закрыть глаза и на мнение своего исконного стратегического союзника.