Литовское одиночество БелАЭС. Как атомную станцию оценивают в МАГАТЭ

На модерации Отложенный

Литовская сторона утверждает, что строящаяся БелАЭС не соответствует международным стандартам безопасности. А какие оценки объекту давали международные организации и специалисты в области мирного атома?

В Литве с завидной регулярностью заявляют о несоответствии строящейся Белорусской АЭС стандартам безопасности. Baltnews проследил за оценками Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и других экспертных групп с начала строительства до текущего момента.

2012 год

С самого начала реализации проекта Минск стремится донести до международного сообщества всю актуальную информацию о ходе строительства станции. На БелАЭС регулярно приезжают делегации профильных организаций, и белорусская сторона открыто сообщает об итогах таких визитов.

Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал об оценке делегацией МАГАТЭ строительства атомной станции:

«У нас был генеральный директор МАГАТЭ [Юкия Амано], и специалисты агентства присутствуют постоянно, они мониторят ситуацию и к нам не имеют вопросов по технологиям строительства и безопасности станции. Мы берем самые передовые технологии у россиян, таких станций уже немало построено по всему миру Россией. Это самый высокий уровень защищенности и безопасности станции».

Об итогах работы миссии МАГАТЭ по комплексной оценке национальной инфраструктуры ядерной энергетики рассказала и начальник отдела международного сотрудничества Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Белоруссии Лилия Дулинец:

«По итогам своей работы миссия отметила значительный прогресс Белоруссии в создании инфраструктуры ядерной энергетики, необходимой для строительства АЭС. […] По большинству из 19 определенных в документах МАГАТЭ аспектов инфраструктуры, в том числе, таким как выбор площадки для строительства АЭС, экологическая безопасность объекта, интеграция АЭС в белорусскую энергосистему, отраслевое участие в проекте, отмечено, что страна достигла необходимого для начала строительства АЭС уровня развития инфраструктуры».

Несмотря на заявления официального Вильнюса, эксперты профильных ведомств высоко оценивали процесс реализации атомного проекта Белоруссии. Например, заместитель гендиректора МАГАТЭ Александр Бычков высказался об уровне подготовки инфраструктуры БелАЭС:

«Впечатляет подготовка всех внешних систем. Проложены хорошие дороги, в том числе железная, город строится, это тоже очень важно, чтобы строители жили в хороших условиях, могли работать. Все комплексно, как мне кажется, находится на уровне лучших мировых стандартов».

Ответственный руководитель по проекту технического сотрудничества МАГАТЭ Дональд Ковачич после визита на БелАЭС рассказал о продвижении работ:

«Мы посетили сегодня и Островец, и информационный центр, и строительную площадку, и, насколько я могу видеть, уровень организации очень высок. По крайней мере, что касается подготовки площадки к строительству АЭС, мне кажется, что уровень местных властей, местной промышленности вполне достаточен, чтобы вести эти работы».

2013 год

Еще на начальных этапах реализации проекта станция получила положительные заключения о воздействии объекта на экологическую обстановку в близлежащих районах.

Приводим фрагмент отчета по общественному мониторингу воздействия БелАЭС на окружающую среду от 2013 года. Проведенные тесты показали соответствие объекта всем требуемым нормам:

«Результаты обследования свидетельствуют о том, что радиационный фон и содержание радионуклидов в объектах окружающей среды на обследованных объектах находятся в норме. Были произведены замеры уровней мощности дозы гамма-излучения, отбор и анализ проб почвы, воды и воздуха на содержание цезия-137 и стронция-90 на площадке АЭС и нескольких ближайших к станции населенных пунктах: в Островце и деревнях Гоза и Трокеники. Выполнено лабораторное определение содержания радионуклидов в пробах поверхностных вод, отобранных из реки Вилия (Нерис), основной водной артерии, протекающей вблизи места строительства атомной станции по территории Белоруссии и Литвы».

2014 год

Самым главным в процессе сотрудничества или реализации какого-либо проекта является вопрос налаженной коммуникации. Минск с самого начала строительства БелАЭС идет на открытый диалог с соседними странами и профильными ведомствами по атомной энергетике. И это стремление Белоруссии к обеспечению прозрачности в процессе обмена информацией по вопросу АЭС высоко оценили в МАГАТЭ.

Так, заместитель гендиректора этой организации Александр Бычков, говоря об уровне взаимодействия Белоруссии с МАГАТЭ, отметил:

«Мы используем пример Белоруссии для рекомендаций другим государствам в следующем аспекте. Сегодня в мире существуют различные подходы к начинаемым атомным программам. Есть страны, которые строят АЭС на коммерческой основе с поддержкой государства, например, Объединенные Арабские Эмираты, и есть страны, которые, сооружая атомную станцию, выстраивают специализированную жесткую государственную вертикаль, как в Белоруссии.

То есть в Белоруссии вопросами строительства, контроля и подготовки к эксплуатации АЭС занимается государство. Обе модели имеют право на жизнь. Однако для некоторых стран подход, предусматривающий выстраивание именно государственной вертикали, может быть гораздо эффективнее. Каждая страна принимает в этом вопросе решение самостоятельно, но белорусскую модель мы рассматриваем как одну из весьма удачных».

Строительство БелАЭС

2015 год

Наиболее важным с точки зрения обеспечения безопасности в работе атомной станции является подбор высококвалифицированных специалистов, которые будут контролировать работу объекта. Еще в 2015 году МАГАТЭ заключило, что БелАЭС в этом вопросе уже преуспела.

Например, технический офицер по национальному белорусскому проекту Департамента по ядерной энергии МАГАТЭ Виталий Коломиец после посещения АЭС в Островце рассказал:

«Мы наблюдаем существенный прогресс, которого достигла Белорусская АЭС в вопросах подготовки персонала за прошедший год. Ведется активная работа по всем направлениям. Подбираются опытные квалифицированные кадры. Специалисты Белорусской АЭС проходят стажировку на зарубежных атомных станциях.

Мы с удовлетворением отмечаем, что вопросами подготовки персонала на предприятии занимаются ответственные, грамотные, инициативные сотрудники, с необходимым опытом и позитивным настроем».

2016 год

БелАЭС нередко посещают делегации из разных стран, и по итогам визита они дают свои экспертные заключения. Руководитель Агентства по радиационной и ядерной безопасности Вьетнама (VARANS) Ан Нгок Ку в 2016 году заявил, что остался под большим впечатлением от хода реализации проекта БелАЭС:

«Мы находимся под большим впечатлением от ваших достижений, от того, насколько продуманно вы прошли подготовительный период перед началом строительства и от того, как организована логистика строительства», – заявил руководитель Агентства по радиационной и ядерной безопасности Вьетнама.

Эксперт МАГАТЭ Владимир Кошелев по итогам посещения экспертной миссии организации станции в Островце также отметил высокий уровень качества подготовки БелАЭС к запуску:

«На станции создан учебно-тренировочный центр, он укомплектован ключевым персоналом, который абсолютно адекватно понимает требования к современной системе подготовки персонала, и вся наша работа, которая выполняется со стороны МАГАТЭ, находит полную поддержку и внедрение уже непосредственно здесь, на атомной станции».

2017 год

Помимо заявлений, приводим фрагменты официальных заключений международных организаций.

Например, после работы Миссии по оценке площадки и проекта площадки с учетом внешних воздействий (SEED) был опубликован отчет, содержащий следующие выводы:

«Анализ внешних воздействий выполнен в соответствии с установленными критериями; параметры площадки учтены в проекте Белорусской АЭС; программы мониторинга воздействий на АЭС надлежащим образом отражены в Предварительном отчете по обоснованию безопасности Белорусской АЭС; соответствующие меры были приняты в отношении внешних воздействий с учетом опыта аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» (Япония)».

На БелАЭС также проводились стресс-тесты по стандартам Европейского союза, принятым после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году. По их итогам сообщалось следующее:

«Результаты стресс-тестов показали, что системы безопасности Белорусской АЭС разработаны с учетом всесторонне рассмотренных внешних событий, а здания, сооружения и оборудование Белорусской АЭС спроектированы в соответствии с действующей нормативной базой. Определены запасы безопасности. По результатам стресс-тестов разработан план действий (дорожная карта) по формированию и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности Белорусской АЭС».

2018 год

Совет по партнерской проверке результатов стресс-тестов БелАЭС представил выводы европейских экспертов в ходе визита в Белоруссию летом 2018 года. Тогда уполномоченные ENSREG (Европейская группа по регулированию ядерной безопасности) эксперты из регулирующих органов ядерной безопасности Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Франции, Финляндии, Словакии, Швеции, Греции, Словении, Украины, Испании и Литвы изучили белорусский национальный доклад о стресс-тестах и отметила высокий уровень безопасности станции в Островце.

Представляя результаты партнерской проверки, руководитель группы европейских экспертов Марк Фой – представитель регулирующего органа Великобритании – отметил соответствие белорусского национального доклада о стресс-тестах требованиям ENSREG:

«Отмечен значительный объем дополнительной информации, представленный в короткий срок белорусской стороной к национальному докладу и открытость принимающей стороны при работе с экспертами».

Руководитель Совета по партнерской проверке Марта Жиакова заявила о том, что стресс-тесты АЭС и меры по улучшению безопасности по итогам их проведения являются наглядной демонстрацией эволюционного принципа обеспечения безопасности, согласно которому должны предприниматься меры по ее постоянному совершенствованию.

Также в 2018 году в МАГАТЭ высоко оценили системы аварийного реагирования на БелАЭС. Так, заместитель генерального директора Агентства Хуан Карлос Лентихо заявил:

«Эксперты миссии пришли к выводам, что в Белоруссии существуют эффективно действующие и надежные механизмы в области аварийной готовности и реагирования, выделили хорошие и применимые практики, обозначили сильные стороны, а также те области, где может проводиться дальнейшее улучшение».

2019 год

Белоруссия перенесла запуск БелАЭС с конца 2019 года на начало 2020 года с целью оказания большего внимания вопросам безопасности объекта. Эксперты МАГАТЭ не раз отмечали стремление Минска повысить безопасность станции до начала ввода первого блока АЭС в коммерческую эксплуатацию:

«Команда pre-OSART отметила целеустремленность руководства станции обеспечить безопасную и надежную эксплуатацию. Команда также предложила свои рекомендации для дальнейшего повышения безопасности и своевременного выполнения эксплуатационных программ».

Кроме того, вопросов не вызывает и состояние экологической безопасности станции.
Экспертная комиссия МАГАТЭ, включающая специалистов из восьми стран, в том числе и из Литвы, рассказала об обосновании экологической безопасности БелАЭС следующее:

«В итоговом заключении экспертной комиссии отмечено, что в представленных документах дается исчерпывающий обзор планируемых мероприятий по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности. Он полностью соответствует нормам и правилам, установленным законодательством Белоруссии и рекомендациями МАГАТЭ.

Возможное воздействие на окружающую среду во время эксплуатации АЭС находится в допустимых пределах. В заключении подчеркнуто, что измеренный до размещения ядерного топлива и начала эксплуатации БелАЭС «нулевой фон» будет являться реперной точкой для дальнейшей оценки радиоэкологического воздействия АЭС».

Однако, несмотря на положительные заключения профильных ведомств по атомной энергетике и международных экспертов, Вильнюс продолжает голословно заявлять о том, что на БелАЭС не соблюдены нормы безопасности. А может, стоит перестать сотрясать воздух и научиться слышать своих соседей и европейских коллег?