Школы тратятся на "издержки ЕГЭ" вместо покупки парт

На модерации Отложенный

Школа - второй дом для детей. А власть - либо заботливая мама, отдающая последний кусочек хлеба, либо злая мачеха...

Школы финансируются из двух бюджетов - регионального (зарплата и учебные расходы) и муниципального (функционирование и содержание зданий). Уже несколько лет в стране работает система нормативно-подушевого финансирования, т. е. деньги школа получает в зависимости от количества в ней детей. Допустим, оценивается стоимость обучения одного ученика в год в 30 тыс. руб. А дальше школы строят свою учебную и внеурочную работу так, чтобы родители вели своих детей именно к ним.

 Для чего воюем?

Надеясь на честную игру, наш педколлектив с энтузиазмом воспринял эту систему. Повышали результативность, налаживали работу кружков и секций, чтобы детям было интересно. За последние годы значительно увеличилось количество детей в школе, расширился круг дополнительного образования.

Но… Наша школа уже который год недополучает примерно 7% из регионального бюджета. И мало того что регион может недодавать средства, так ещё и «своя власть» вольна ими распоряжаться. Так, в декабре 2013 г. своим постановлением местные чиновники просто отобрали у нашего педколлектива 1,5 млн рублей. А это немало - в среднем по 30 тысяч на учителя! Мотивация очень проста: в соседней школе не хватало средств. Тогда возникают резонные вопросы: для чего в стране ввели это правило финансирования, если на всех уровнях его можно менять, как заблагорассудится? Да и зачем тогда хорошо работать?

А теперь ещё и кризис. И в этом году уже нет ежемесячного распределения стимулирующего фонда. Не получают учителя премии за свои успехи. Уехала в губернскую столицу молодой математик. Уходит из школы и талантливый физик, проработавший 2 года. На зарплату 14-17 тысяч тяжело молодым с нынешними-то ценами в магазинах. Почему-то статья «учебные расходы» весной оказалась на нуле: не купить к предстоящему учебному году ни мебель, ни оргтехнику, ни спортивное оборудование. Хорошо хоть, на учебники всё-таки выделили. Стоит напомнить: когда премьер-министру Уинстону Черчиллю в годы Второй мировой войны предложили урезать расходы на образование и культуру, он отказался со словами: «А для чего тогда мы воюем?..»

А крыша всё течёт!

Вот решили в этом году рамки металлоискателя на входе в школу поставить, да ещё сред­ства на оплату онлайн-трансляции во время ЕГЭ нужны... На нашу школу полмиллиона ушло, а это половина суммы учебных расходов! Почему-то это всё вводят «сверху», а сред­ства берут «снизу», из бюджета школы. Мы оплачиваем «издержки ЕГЭ» вместо покупки парт, учебников, компьютеров, спортивного оборудования и прочего. Видимо, кому-то кажется, что это всё - второстепенное для наших детей.

 Кризис есть кризис. Понять можно, если власти экономят на всём и везде. Но посмотрим на бюджет нашего района этого года. Все статьи урезаны, а зар­плата главы района выросла! Или ещё пример. Уже года три течёт в школе крыша, капает на детишек водичка и в дождь, и в снег. Но средств починить нет. Получив план финансово-хозяйственной деятельности школы в начале года, сравнивая его с прошлогодним и пользуясь «реальной математикой», печально было видеть, что строка «коммунальные услуги» сократилась на 34%, а сред­ства на «поддержание штанов», выраженное в покупке посуды для столовой, медикаментов, чистящих и моющих средств, на содержание двух трёхэтажных зданий и 820 детей, текущий и косметический ремонты и подготовку школы к новому учебному году, составили аж 45 тыс. руб. Да-да, 45 тысяч в год, а это 13 копеек на одного ребёнка в день! А в это время администрация покупает новый автомобиль на сумму, почти равную ремонту крыши.

А через неделю приёмка. Краски, конечно, набрали в долг немножечко, чтобы хоть местами «эффектный вид» сделать, но крыша так и будет течь, и на территории начальной школы вместо асфальта одни ямы...

Уроки в развалинах

Более 40% школ находятся в аварийном состоянии. К 1 сентября они готовы не будут!

В этом признались чиновники сразу двух министерств - образования и строительства. Это значит, что дети в этих школах ежедневно рискуют своим здоровьем и жизнью.

Буквально весной этого года рухнула стена средней школы в Савинском районе Ивановской обл. А в июне то же самое случилось с одной из школ в Омской обл. К счастью, дети в момент ЧП за партами не сидели. А вот в прошлом году из-за трещин в стенах, протекающих потолков, вываливающихся из кладки кирпичей дети серьёзно по­страдали. Произошло это и в саратовской школе, и в Бурятии. Причём случаи как под копирку: во время урока обрушился потолок, двоих школьников увезли в больницу.

«Инфраструктура значительного количества школьных зданий в плачевном состоянии, - подтвердила «АиФ» Любовь Духанина, почётный работник общего образования России, член Центрального штаба «Общероссийского народного фронта».

- Среди них есть школы, которые построены 80-85 лет назад. Есть школы, официально признанные аварийными. Есть те, про которые инспекции говорят, что в них пока ещё возможно проведение учебного процесса, а на деле ситуация может оказаться иной».

Поэтому дети пойдут 1 сентября практически в развалины. Как, например, в школу в посёлке Гидроторф Нижегородской обл. Местные власти «заметили» плачевное состояние здания только после вмешательства «Народного фронта». Все обращения жителей с просьбой построить новую школу или провести капремонт старой уходили в песок. А школа немаленькая - в ней учились 800 детей.

Самое парадоксальное, что даже явно аварийные школы перед началом учебного года рапортуют, что готовы принять детей. Вот и сейчас к 1 сентября соответствующие комиссии, как обычно, отчитаются, что школы готовы к новому учебному году. А как иначе - не разрешат проводить занятия, значит, тысячи детей не смогут учиться, а это уже скандал! Поэтому проще рассчитывать на авось.

 А некоторым детям в сельской местности с нового учебного года и вовсе некуда будет пойти. Как, например, в селе Ивово Липецкой обл. Несмотря на протесты сельчан и обещания областных политиков помочь, школу закрыли. В Кировской обл. могут закрыть 8 школ, две сельские школы в Вологодской обл. В Смоленской обл. закрывают школу в деревне Петровичи - на малой родине писателя-фантаста Айзека Азимова. И здание вовсе не аварийное. В школе, куда должны будут ездить дети, по словам активистов, условия хуже.

По закону сельскую школу могут закрыть только с согласия схода местных жителей. Но, получив команду сверху оптимизировать и сэкономить бюджетные средства, чиновники проявляют служебное рвение и находят лазейки, чтобы это требование закона обойти.

Получается, деньги - всё, дети - ничто?

Растраченные миллионы, не дошедшие до школы

857 млн руб - Организация выставок и конференций

32% всех закупок Минобра. При этом на развитие образования госзакупки составили всего 18%. В Счётную палату и Следственный комитет направлен запрос о проведении проверки, состоялись ли реально мероприятия. У экспертов есть основания полагать, что нет.

157 млн руб - Мониторинг трудоустройства выпускников

Результаты оказались настолько странными (больше всех зарабатывают выпускники Исламского университета, Физкультурного и т. д., МГУ на 37-м месте), что никакой реальной пользы от мониторинга нет никому.

80 млн руб - Создание компьютерной программы

Создание программного комплекса по анализу эффективности бюджетных расходов. Согласно проверке Счётной палаты, в полном объёме заявленные задачи не решены.

70 млн руб - Техподдержка сайтов

Техподдержка официального сайта Рособрнадзора и некоего портала общероссийской системы качества образования (последний почти недееспособен).

7 млн руб - Научные работы рекомендательного характера

Научные работы по созданию рекомендаций по организации эффективной системы внутреннего контроля и аудита в вузах. Результаты не используются (Счётная палата).

От редакции

На «Детскую книгу войны» денег нет?

К 70-летию Великой Победы «АиФ» выпустил «Детскую книгу войны» - 35 дневников детей. Впервые за 70 лет под одной обложкой собраны дневники, написанные в гетто и концлагерях, в блокадном Ленинграде, в оккупации, на линии фронта и в тылу. Нашу работу оценила Л. ­Вербицкая, президент Российской академии образования: «Это потрясающий документ эпохи, ярчайшее свидетельство несгибаемости духа наших юных соотечественников... Книга нуждается в скорейшей публикации, должном распространении и, несомненно, должна быть включена в список 100 книг для внеклассного чтения, подготовленный Мин­обрнауки РФ».

Этот проект некоммерческий. Изданная благодаря спонсорам, книга разослана в региональные музеи, архивы, библиотеки. Благодаря Департаменту образования Москвы она попала во все столичные школы. А в «АиФ» со всей страны пишут школьные учителя, которые готовы купить эту книгу для детей. «АиФ» обратился в Министерство образования с прось­бой издать «Детскую книгу войны» и распространить её по всем школам страны. Ответ был однозначным: денег нет! Притом что Росмолодёжь, входящая в структуру Минобра, получила из бюджета десятки миллионов рублей на программу «Патриотическое воспитание».