Два с половиной года без Крыма. Что изменилось и какие перспективы?

На модерации Отложенный

Для жителей Херсонщины это далеко не праздный вопрос. Многие из нас устали жить «на пороховой бочке» в условиях роста цен на коммунальные услуги, продукты питания и медикаменты, осознавая, что чем больше времени проходит со дня «крымского референдума», тем дальше «уплывает» от нас мятежный полуостров».

С каждым днём редеют ряды тех, кто продолжает тешить себя надеждой, что очень скоро всё вернётся на «круги своя», потому что «заграница нам поможет». От громких заявлений руководства США и стран Евросоюза о категорическом непризнании Крыма российской территорией, не становится легче.

Угасает надежда и на то, что крымчане вот-вот осознает свою ошибку и попросится обратно, что Россия в ближайшем будущем развалится из-за экономических проблем (у нас они, пожалуй, гораздо острее), что Путина отстранят от власти (его преемники могут оказаться ещё агрессивнее по отношению к нам). Всё эти мифы уже не воспринимаются.

Подавляющее большинство херсонцев, включая и автора этого материала, тяжёло воспринимают потерю Крыма, с которым наша область столетиями была связана тысячами незримых нитей.

Естественно, все мы внимательно следим за всеми заявлениями и действиями нынешней власти по возвращение Крыма. Однако, к нашему огорчению, зачастую, эти действия разочаровывают своей непродуманностью и недостаточной эффективностью.

Когда начались «всевозможные блокады», уже тогда не все воспринимали их однозначно. И не случайно. Очень скоро стало понятно, что экономическая блокада, например, нанесла не меньший ущерб Херсонщине, чем Крыму.

А подрыв линий энергопередачи многими был вообще воспринят, как бесчеловечный акт, смахивающий на террористический. Да, он поставил население Крыма на грань катастрофы.

Но, на удивление, крымчане не дрогнули и за короткое время на полуострове наладили энергообеспечение. Зато мы потеряли реальные деньги за поставляемую энергию и уважение..

Не в нашу пользу складывается ситуация и с водообеспечением северных районов полуострова. Руководство страны посчитало нужным перекрыть Северо-крымский канал, который, кстати, строил весь Советский Союз, и спускать воду в море...

Действительно, это серьёзно ухудшило ситуацию с водой для проживающих там людей. В украинских СМИ сразу же появились публикации в которых , зазвучали торжествующе-злорадные нотки – « не хотите быть в составе Украины - живите без воды». И ни слова о больших денежных потерях для нашего, не очень богатого, государства и об очередном увеличении числа людей, относящихся к нам недоброжелательно (если не враждебно).

Маловероятно, что все эти не совсем цивилизованные методы «борьбы за Крым» поспособствуют его возвращению. Зато, наверняка они усилят антиукраинские настроения на полуострове и не только там. Усугубляют ситуацию и всяческие препоны поездкам наших граждан за Перекоп, хотя они могли бы способствовать существенному улучшению наших отношений.

Но, пожалуй, самое неприятное для многих из нас - это постоянное бряцание оружием и запугивание возможным вторжением русских войск на Херсонщину. Сегодня спешно роются рвы и траншеи, устанавливаются противотанковые «ежи» на границе, подтягиваются воинские части, артиллерия и ракетные установки С-300. А министр Аваков в эфире телеканала "1+1" 25 февраля прямо подлил масло в огонь, заявив, чтобы вернуть Крым, Украине нужна новая армия.

Зачем всё это? Если каждый здравомыслящий человек давно осознал, что возвращение Крыма под контроль Украины при помощи силы невозможно Об этом неоднократно заявлял и Президент страны Пётр Порошенко.

Военная победа над Россией — это иллюзия. Даже если каким-то немыслимым чудесным образом это и произойдёт, то какова будет цена такой победы?. Сколько погибнет военнослужащих и мирного населения и что останется от Крыма и Херсонщины?

Трагедия на Донбассе не коим образом не сравнится с тем, что может произойти на юге страны, потому что Украине будут противостоять не какие-то мало обученные боевики-наёмники, а все Вооружённые Силы ракетно-ядерной России.

Такие авантюрные перспективы невольно наводит на крамольные мысли, а зачем Украине, выражаясь языком одесситов, «такое большое счастье»? Зачем возвращать Крым такой ценой? И что это даст каждому из нас?

Для начала, давайте спокойно проанализируем существующие реалии. Численность населения Крыма на 1 января 2016 года составляет 2 323 369 постоянных жителей. Из них почти полтора миллиона этнических русских (67,9%)., 344, 5 тысяч (15,7 %) украинцев,, в основном, русскоязычных, и существенно отличающихся по менталитету от украинцев, проживающих на западе и даже в центре Украины (из них только 3,5 тысячи захотели остаться гражданами Украины) и 232,3 тысячи крымских татар (10, 6%), часть из которых (трудно сказать, какая) уже приспособилась к новым условиям жизни.

Да, там есть проблемы, есть недовольные, но массовых протестов-то пока не наблюдается. 81,68% проживающих на полуострове своим родным языком считает русский. После референдума из Крыма выехало всего 23 тысяч человек. (в основном, татары и украинцы, не признавшие новую власть), а въехало почти в десять раз больше около 200 тысяч «пророссийски» настроенных ( в основном, из Донбасса и регионов России). И вот такой состав населения мы можем заполучить обратно вместе с Крымом.

В сложившейся ситуации не мешает припомнить вновь позицию известного украинского писателя Юрия Андруховича, истинного патриота и националиста, в хорошем понимании этого слова, который ещё в 2010 предложил позволить Крыму и Донбассу отделиться от Украины.

Правда, это вызвало «бурю возмущения и негодования» у многих наших сограждан.

Писатель считает, что , население этих регионов это «политически другая нация. Я уже сейчас этнических моментов не трогаю, только политические. Так вот – политически это часть русской нации. Я не хочу сказать, что все поголовно там такие, но тому украинскому меньшинству, что там есть, легче предложить эмиграцию сюда, ведь и так там загнаны в угол...

В Донецке не проходит даже такая вещь, как предоставление университету имени их земляка Василия Стуса. То есть там априори агрессивно заблокировано любое украинское движение. Оно заблокировано не вследствие каких-то репрессий, а потому что на самом деле этого не хочет тамошнее население. Оно чуждо Украине. Украина ему чужая и не интересная, как минимум, безразличная».

Тяжело воспринимать подобные высказывания, но жизненные реалии заставляют задуматься, а не потому ли нами так легко был утрачен Крым, и военные действия на Донбассе затянулись на длительное время? .Разве такое было бы возможно в любой области на западе или в центре Украины, где боевики, даже при поддержке России, не продержались бы и одного дня.

Юрий Андрухович считает, что «Донбасс – это такая болезнь, которую в целом, при очень благоприятном стечении обстоятельств, ценою серьезных потерь, в первую очередь, жизней наших военных, можно залечить. Однако вскоре, в самый неподходящий для всей страны момент, эта болезнь снова вылезет таким рецидивом, что мало не покажется.

Дал бы Бог нашему президенту достаточно ума, чтобы он уже начинал какими-то незаметными движениями избавляться от этой болезни, потихоньку отцеплять этот полыхающий вагон от украинского поезда.... Мое видение такое: Донбасс обязательно надо дожать, террористов, как говорят у их кумира Путина, - зачистить. Потом установить там временную военную администрацию. А потом уже провести честный легитимный референдум по всем правилам и со всеми международными наблюдателями.

Проголосуют за Украину – пусть живут с нами и исправляются, взрослеют, умнеют. Проголосуют за отделение – до свиданья. Вздохнуть с облегчением и перекреститься. Вы спросите, а за что тогда погибли и продолжают гибнуть наши бойцы? За Украину они гибнут, за нашу свободу. Благодаря их подвигу боевые действия идут на Донбассе, а не, к примеру, где-то на Полтавщине».

С такой неординарной позицией можно соглашаться или нет, личное дело каждого гражданина Украины, но она, определённо, имеет право на своё существование. Те, кто согласен с такой позицией, уверены, что без этих регионов Украина станет совсем другой, что Парламент уже не будет таким поляризованным, что исчезнут спекуляции на языке и истории и что, крайне важно, исчезнет «база» для давления России. Именно тогда Украина станет монолитной, цивилизованной страной, уважаемой во всем мире.

Пока же время неумолимо работает против нас. И уже сегодня есть факты, на первый взгляд, мало значительные, но которые свидетельствуют о неоднозначном отношении к крымской проблеме даже европейского населения.

В этом году руководство трёх крупных регионов Италии (Венето с центром в Венеции, Лигурии и Ломбардии) приняли резолюцию относительно признания Крыма частью РФ и призвали правительство Италии отменить санкции против России.

А ряд известных личностей Запада открыто высказываются в поддержку России по крымской проблеме. Среди них экс-президенты Франции Валери Жискар д'Эстен и Николя Саркози, экс-канцлеры Германии Гельмут Шмидт и Герхард Шрёдер, экс-президент США Джимми Картер.

Более того, действующий. Президент Чехии Милош Земан недавно прямо заявил, что «Украина не может вернуть себе Крым, даже несмотря на то, что Россия его аннексировала. Аннексия – это нарушение международных соглашений, несомненно. .. С другой стороны, советский лидер Никита Хрущев сделал недопустимую глупость. И мировые политики понимают сегодня, что Крым нельзя вернуть Украине».

Не всё так просто с непризнанием российского Крыма в странах Африки, Латинской Америки и Азии Многие из них продолжают с Россией нормальные отношения, игнорируя призывы США. Им больше импонирует «гибкая» позиция руководства таких крупнейших стран мира, как Китай и Индия, которые с самого начала, фактически, поддержали действия России.

Всё выше изложенное наводит на грустные размышления и убеждает в необходимости продолжать поиски новых, бескровных, возможно, не ординарных, но обязательно цивилизованных решений крымской проблемы, приемлемых и для Украины, и для России.

Несомненно, для этого потребуются талантливые политики, дипломаты, переговорщики, способные, в первую очередь, восстановить былые взаимовыгодные экономические связи, дающие возможность украинскому бизнесу беспрепятственно заниматься своим делом в Крыму, а каждому нашему гражданину спокойно отдыхать в любой точке полуострова.

Для этого придётся узаконить для крымчан право на двойное гражданство и прекратить бессмысленные споры на тему «чей Крым?» Естественно, что на всё это потребуется какое-то время но, самое главное, в дискуссиях и спорах не утратить желания найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, не унизив при этом достоинства ни одной из сторон конфликта.

Тем более, в мире уже есть немало примеров плодотворного сотрудничества, казалось бы, самых непримиримых территорий (Китай – Гонконг, Испания - Гибралтар, Индия – Гоа, Норвегия – Шпицберген, Япония – Южно-Курильские острова, Аргентина - Мальдивы).