Москва "Армия-2015": БПЛА по израильской лицензии

На модерации Отложенный

На проходящей в эти дни в подмосковной Кубинке выставке "Армия-2015" Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) приоткрыл некоторые нюансы планов по модернизации беспилотного авиационного комплекса "Форпост". Комплекс представляет собой систему Searcher MkII разработки израильского концерна IAI, собираемую в России по лицензии.

По обнародованные данным можно сделать вывод, что планируется проведение работ по модернизации в три этапа. На первом этапе, который реализуется уже сейчас, предполагается создание модификации "Форпост-М". Новая версия БПЛА будет оснащена навигационной системой на базе ГЛОНАСС. Также аппарат получит новую защищённую линию связи и систему государственного опознавания. При этом обновленный БПЛА будет несколько тяжелее оригинала - его взлетная масса составит около 500 кг.

На втором этапе работ планируется создание версии "Форпост-Р". Она будет отличаться наличием аппаратуры ретрансляции данных от БПЛА "Форпост" и "Орлан", а также от радиостанций "Азарт". Также, на борту БПЛА будет установлена аппаратура радиотехнической разведки (РТР) с дальностью действия до 250 км. Кроме того, эта версия будет оснащена необходимой аппаратурой для взаимодействия с системой управления воздушным движением (УВД).

На третьем этапе планируется создание модернизированной и глубоко локализованной версии БПЛА. В частности, предполагается оснащение БПЛА новой аппаратурой разведки и наблюдения, включающей цифровую систему аэрофотосъемки (ЦАФС) и РЛС бокового обзора. Аппаратуру полезной нагрузки предполагается устанавливать в универсальном отсеке внутри фюзеляжа (до 35 кг), а также в контейнерах на внешней подвеске (до 14 кг). На этом этапе предполагается перейти на использование средств диагностики и обслуживания российского производства.

По словам российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, планы по модернизации "Форпоста" и локализации отдельных его компонентов возникли еще пару лет назад. "Такие планы существовали, и они укладывались в обычную для таких случаев практику, нынешнее же положение с действующими в отношении России санкциями лишь стимулировало данный процесс", - полагает Федутинов. При этом, по его словам, приведенный перечень работ, скорее всего не полон.

Напомним, что в конце 2013 года Уральский завод гражданской авиации завершил контракт на сборку беспилотных систем Searcher MkII и BirdEye 400 разработки израильской компании Israel Aerospace Industries по заказу российского министерства обороны.

Контракт на сборку беспилотных систем был заключен в 2010 году российской корпорацией "Оборонпром" и израильской компанией IAI. Его стоимость составила 400 миллионов долларов. В качестве производственной площадки был выбран завод УЗГА, частично принадлежавший "Оборонпрому". Ранее данное предприятие занималось преимущественно ремонтом авиационных двигателей.

"Беспилотная сделка" с Израилем вызвала неоднозначную реакцию в России. Данное решение неоднократно подвергались критике со стороны ряда российских политиков и специалистов по авиационной технике. Израиль отказался от сделке по поставке России более современных, в том числе ударных БПЛА. В 2012 году, после смены руководства министерства обороны РФ, российские СМИ писали о возможном завершении сотрудничества между Израилем и Россией в области беспилотной летательной техники. Новый министр обороны России Сергей Шойгу заявил тогда, что отныне приоритет будет отдаваться технике российских производителей. Но сотрудничество с израильским концерном IAI было продолжено.

Военно-техническое сотрудничество с Россией вызывало и вызывает немало вопросов в Израиле. Это связано, прежде всего, с тем, что Москва продолжает поставки вооружений в Иран и Сирию. При этом Тегеран проявляет особый интерес к технологиям БПЛА, развивая собственное производство данной техники. Иранские БПЛА неоднократно использовались ливанской "Хизбаллой" против Израиля. Во время операции "Нерушимая скала" (летом 2014 года) простейшие БПЛА (в том числе, "беспилотник-камикадзе") были впервые применены террористической организацией ХАМАС в условиях реальных боевых действий. Кроме того, в области беспилотной летательной техники Россия сотрудничает с Венесуэлой, руководство которой враждебно настроено по отношению к Израилю и усиливает военно-техническое партнерство с Ираном. На этом фоне Израиль отказывается от предложений России по совместному производству современных ударных БПЛА.