Израиль и арабы: Возникнет ли ближневосточное НАТО

На модерации Отложенный

Союз между Израилем и странами Персидского залива, направленный на сдерживание Ирана, из фантазии все больше становится реальностью

На видеоконференции, проведенной по Zoom, премьер-министр Биньямин Нетаниягу рассказал о двух причинах, по которым четыре арабских государства нормализовали отношения с Израилем в прошлом году. Это, по его словам, экономические дивиденды от сотрудничества и взаимодействие в вопросах региональной безопасности.

"Ничто не способствует миру на Ближнем Востоке больше, чем то, что арабские государства перестали видеть в Израиле врага и начали рассматривать нас как союзника в вопросах безопасности и экономики", - сказал он.

В видоизмененном виде он раз повторял эту мысль с того момента, как ОАЭ и Бахрейн нормализовали отношения с Израилем: нас объединило наличие общего врага, а затем мы обнаружили другие преимущества взаимного сотрудничества.

Одной вещи, впрочем, премьер-министр Израиля все же не упомянул: а именно то, что его страна активно сотрудничает в сфере безопасности и разведки не только с ОАЭ и Бахрейном, но и с Саудовской Аравией, хотя между двумя государствами нет дипотношений. В Эр-Риаде, как и в других столицах стран Персидского залива, с возрастающей обеспокоенностью следят за иранским экспансионизмом и стремлением новой администрации вернуться к "ядерной сделке" 2015 года. В своем стремлении остановить наступление Ирана саудовцы идут на все большее сотрудничество с Израилем, и этот союз обретает черты военно-политического альянса, наподобие НАТО. Трудно сказать, насколько данная тема обсуждается на официальном уровне, но, несомненно, она незримо присутствует на всех переговорах между Израилем и арабскими государствами. На вопрос, действительно ли, есть прогресс на переговорах о создании "ближневосточного НАТО", в канцелярии премьер-министра ответили уклончиво, заявив, что "мы всегда заинтересованы в улучшении отношений с нашими региональными партнерами".

Эта была реакция на фоне растущих сообщений в СМИ об активизации контактов между Израилем и арабскими государствами по вопросам, связанным с Ираном. Нетаниягу беседовал с наследным принцем Бахрейна, министр обороны Бени Ганц встречался с королем Иордании Абдаллой, а Габи Ашкенази - со своими коллегами из Иордании и ОАЭ. Ашкенази также беседовал с министром иностранных дел Омана - еще одной страны, с которой Израиль не имеет официальных дипломатических отношений, но которая открыто поддерживает контакты с Иерусалимом. Недавно в Израиле в подчеркнуто дружеской обстановке приветствовали посла ОАЭ.

Судя по поступающим сообщениям, переговоры о сотрудничестве в области безопасности находятся на первоначальной стадии. Идея "ближневосточного НАТО", в котором каждая страна обязуется защищать другую в случае нападения, конечно же, не стоит на повестке дня. Скорее, речь идет об альянсе, направленным против общего врага, и такой союз в той или иной форме обсуждается в ходе дипломатических контактов. По словам высокопоставленного источника в Абу-Даби, обсуждение идеи подобного рода альянса между ОАЭ и Бахрейном, с одной стороны, и Израилем, с другой, находится на продвинутой стадии. Что касается участия саудовцев, то тут, по его словам, ситуация более туманна.

По его словам, "каналы между двумя странами связи открыты", но кронпринц Мухаммад бин Салман делает все, что не афишировать их и вести переговоры за кулисами.

О том, что переговоры между Эр-Риадом и Иерусалимом ведутся на высшем уровне, стало известно, когда Нетаниягу и кронпринц в ноябре прошлого года встретились в саудовском городе Неом, центре индустрии высоких технологий в королевстве на берегу Красного моря. В Израиле официально ничего не сообщали о встрече, но информация быстро просочилась в СМИ. В Эр-Риаде не выступили с официальным опровержением. Здесь опровергли только некоторые детали, опубликованные в СМИ (как, например, встречу между кронпринцем и экс-госсекретарем Майком Помпео в тот же день в Неоме). Но прямого опровержения о переговорах Мухаммеда бин Султана с Нетаниягу не последовало.

Недавно в СМИ появилась информация о новых признаках того, что Саудовская Аравия готова признать Израиль. Так, президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер написал статью в Arab News, в которой призвал к созданию "НАТО на Ближнем Востоке". По словам Лаудера, в ходе своего турне по региону он убедился, что в арабских странах видят в Израиле единственного надежного союзника против Ирана, а большинство израильтян, в свою очередь, также рассматривают арабские страны в качестве "единственного подлинного партнера против режима в Тегеране, которому они могут безоговорочно доверять". И израильтяне, и арабы Персидского залива, по его словам, "в ужасе от того, Запад не в состоянии остановить опасные и угрожающие тенденции" при том, что Иран возобновляет программу по обогащению урана и ограничивает доступ инспекторов Международного агентства по атомной энергии к ядерным объектам.

"И Израиль, и арабы сталкиваются с угрозой, исходящей от Ирана. Одновременно они вынуждены вести борьбу с пандемией, и могут полагаться только на самих себя, - пишет Лаудер. - Они осознают, что только совместными усилиями могут защитить себя и свой регион от нарастающей катастрофы экстремизма и ядерной гонки вооружений".

Не говоря уже о том, что у Лаудера хорошие связи в арабском мире, и он прекрасно осведомлен о настроениях в арабских столицах, примечательно и то, где именно была опубликована его статья. Как известно, в Саудовской Аравии нет независимых СМИ, а Arab News, в которой был напечатан его комментарий, принадлежит принцу Турки бин Салману эль-Сауду, сыну короля Салмана и брату кронпринца Мухаммеда бин Султана. По сути дела, это издание отражает позицию официального Эр-Риада.

Вскоре после этого официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс дал еще более четкое указание на то, куда дуют ветры в Эр-Рияде.

"Мы стремимся достичь соглашения с саудитами о прекращении войны в Йемене и решении гуманитарного кризиса в этой стране. Мы будем стремиться использовать наше лидерство для решения наиболее болезненных проблем региона, будь то возвращение Ирана к столу переговоров или укрепление исторических договоренностей с Израилем, - заявил Прайс. - Действия Саудовской Аравии покажут, насколько мы сможем продвинуться в решении насущных проблем, стоящих на повестке дня".

Другими словами, "укрепление исторических договоренностей с Израилем" является частью "насущной повестки дня". Учитывая, что в выбор каждого слова в деликатной дипломатической игре традиционно вкладывается глубинный смысл, можно предположить, что речь идет о некой программе, находящийся в состоянии разработки.

Действительно, представители бывшей администрации Трампа еще раньше говорили, что Эр-Риад очень близок к признанию Израилю и установлению отношений с ним: возможно, не столь дружественных и всеобъемлющих, как у Израиля с ОАЭ и Бахрейном, но достаточно открытых. Более того, по их словам, это уже произошло, если бы Трамп был переизбран. После прихода к власти новой администрации, в Эр-Риаде предпочли воздержаться от столь далеко идущего шага и понять, каковы планы Байдена и его окружения. Здесь оправданно опасаются, что США выберут недружественный курс в отношении Саудовской Аравии и дистанцируются от королевства. Не слишком обнадеживающие высказывания представителей новой администрации, а также заявление Прайса, что "Саудовская Аравия должна уважать американские ценности", подтверждают их опасения. В Белом доме говорят о "перекалибровке" отношений между двумя государствами, и это может помешать сближению между Иерусалимом и Эр-Риадом. В случае если США начнут настаивать на демократических реформах в королевстве, это вряд ли отразится позитивно на отношениях саудовцев с США, и косвенным образом негативно повлияет на процесс примирения с Израилем.

Пока в Эр-Риаде предпочитают, судя по всему, не афишировать контакты с еврейским государством и действовать за кулисами событий.