О российско-эстонском договоре о границе

На модерации Отложенный

На днях президент России поручил главному внешнеполитическому ведомству страны подписать договоры, касающиеся окончательного утверждения российско-эстонской границы (как сухопутной, так и морской). Соответствующее предложение российского правительство было направлено на имя Владимира Путина 19 сентября, и президенту потребовалось чуть более двух недель, чтобы это предложение фактически принять и направить его в профильное министерство – в МИД.

Распоряжение Владимира Путина выглядит следующим образом:

Принять предложение правительства Российской Федерации о подписании договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской государственной границе и договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах.

Стоит отметить, что сами договоры о разграничении суши и моря между Россией и Эстонией родились достаточно давно – в 2005 году. До появления их на свет граница между двумя государствами считалась проходящей по линии, которая в своё время картографически «пролегала» между Эстонской ССР и РСФСР. Линию эту, не дождавшись конструктивных предложений от опьянённых «независимостью» эстонских властей, проводили в 1994 году силами России, правда, фактически лишь на бумаге.

Примерно через пять лет после указа Ельцина вступил в силу новый договор о государственной границе между странами, по которому Россия получила право на владение территориями, считавшимися (считающимися) в Эстонии спорными. Именно наличие этих «спорных» территорий всякий раз вставало на пути демаркационных процедур между Эстонией и Россией. Официальный Таллин не только, скажем так, слабо признавал проведённую пограничную линию, но ещё и старался постоянно напоминать о наличии так называемого Тартуского (Юрьевского) договора, заключённого между Советской Россией и Эстонией (Эстляндией) в феврале 1920 года. Именно Тартуский договор эстонские власти в последние годы старались использовать в качестве аргумента для заключения нового договора, в котором вопрос «спорных» территорий должен быть решён.

В 2005 году, когда новый договор между Москвой и Таллином был заключён, и парламентам обеих стран оставалось его ратифицировать, Таллин вновь завёл старую шарманку с Тартуским договором. Эстонские власти стали в одностороннем порядке дополнять текст договора образца 2005 года ссылками на договор образца 1920 года. Эти ссылки в корне меняли суть договора о границе, так как эстонская сторона фактически в любой момент могла потребовать от Российской Федерации выполнения ряда пунктов, в Тартуском соглашении указанных. Заявив, что Тартуский договор уже давно потерял какую-либо актуальность и превратился не более чем в достояние истории, а также осознав, что эстонские власти собираются превратить новый договор в удобный исключительно для самих себя документ, власти российские свои подписи, поставленные под договором образца 2005 года, отозвали. Это в свою очередь привело к новым порциям антироссийской демагогии со стороны эстонских политических элит. А далее была история с «Бронзовым солдатом», которому, судя по всему, власть предержащие эстонского государства решили отомстить за несговорчивость Москвы в вопросах государственной границы… Отыгрались, на ком смогли себе позволить…

Перед тем как рассматривать очередной договор о границе (образца 2013 года) стоит обратить внимание на тот самый Тартуский договор, о котором так любят вспоминать в Эстонии. Договор этот был подписан, как уже было сказано, в 1920 году, и, согласно его положениям, Советская Россия признавала независимость Эстонского государства. Вместе с этим признанием Эстонии были, скажем так, дарованы существенные по площади сухопутные территории.

Вот перечень территорий, которые отошли к эстонскому государству после подписания и ратификации договора в 1920 (Советская Россия, кстати, ратифицировала тот договор уже спустя три дня после его подписания, эстонская сторона думала на неделю дольше…):

территории ныне российского Печорского района (вместе с преобладавшим тут русским населением);

правобережные территории реки Нарва до Чудского озера (тоже вместе с преобладавшим тут русским населением);

Нарвская волость (ныне часть Кингисеппского района Ленинградской области).



Впоследствии этническим русским из числа жителей указанных территорий было разрешено (при их желании) вернуться в Россию. Казалось бы, благороднейший шаг… Но только нужно понимать, что всё имеющееся у людей недвижимое имущество при этом оставалось бы на эстонской стороне, а вернувшимся в Россию гражданам нужно было искать и крышу над головой, и новое место для ведения домашнего хозяйства... В общем, земли подарили не только вместе с людьми, но и вместе с имуществом, которое (имущество), очевидно, удерживало большую часть «подаренного» населения на своих местах.

Кстати, Тартуский договор 1920 года – это не только дарение Советской Россией Эстонии «земельных участков» вместе с хозяйствами, на них расположенными, это ещё и передача Таллину около 12 тонн чистого золота (из золотого запаса страны), прощение долговых обязательств (а по оценкам историков, это несколько десятков миллионов золотых рублей) и вдобавок – разрешение для Эстонии вести лесозаготовительные работы на определённой территории (почти 1,1 млн. га) Советской России.

Тогда договор со стороны России подписывал дипломат Адольф Иоффе, могилу которого в Москве с некоторых пор так любят посещать эстонские политики. Да уж, люди с именем Адольф в 20-м веке для России – отдельная история…

Территории, деньги, прощение долга, лес - как говорится, шикарные подарки от одного молодого государства другому. Колоссальные уступки властями Советской России в отношении Эстонии объяснялись тем, что в Эстонии «вот-вот» к власти должны прийти коммунисты, а потому всё снова вернётся «на круги своя». Однако коммунисты к власти в эстонском государстве, как известно, приходили явно дольше того периода времени, который определили для себя власти Советской России... Лишь в 40-м «братские» государства «побратались» снова.

В общем, после распада СССР подписание и ратификация Тартуского (Юрьевского) договора с Россией для Эстонии стало большим поводом для раздувания щёк и разговоров о том, что Российская Федерация должна снова последовать примеру большевиков и отдать «причитающиеся» территории Таллину. Российская Федерация тогда примеру большевиков следовать была точно не намерена…

Теперь же и Россия, и Эстония, похоже, новым договором удовлетворены. При этом в договоре появились два пункта, о существовании которых раньше не упоминалось.

Эти пункты выглядят следующим образом:

1. Данным договором, без исключения, регулируются вопросы, касающиеся государственной границы.

2. Признается обоюдное отсутствие территориальных притязаний.

Получается, что, вроде как, никакие пункты Тартуского договора всплыть со временем не должны, так как претензий стороны друг другу выдвигать не собираются – по крайней мере, по документам. Однако глава комиссии по внешним делам эстонского Госсобрания Энн Ээсмаа заявляет, что даже после грядущей ратификации могут возникнуть вопросы при проведении непосредственно демаркационной линии. Чтобы существенных проблем не возникло, стороны решили «обменяться» более чем 120 га территорий.

Помимо демаркационных проблем ожидаются проблемы при ратификации договора в эстонском парламенте. К примеру, лидеры эстонских правых консерваторов уже сейчас выражают недовольство сутью договора. По всей видимости, этим господам, которые имеют своё представительство также и в Европарламенте, не хочется давать обязательств об отсутствии территориальных претензий к Российской Федерации, а то ведь как-то не по-эстонски получится.

В общем, теперь остаётся пристально следить за продвижением работы над договором и возможной его ратификацией (а именно за тем, чтобы эстонская сторона снова не «дополнила» договор новыми пунктами «в одно лицо»). Да и за нашими господами у власти последить в информационном плане не помешает – не хочется, чтобы нашёлся очередной господин Иоффе сотоварищи, дарующие от щедрот «лишние» земли «дорогим соседям».