Пять способов реагирования на ядерные испытания КНДР

На модерации Отложенный

В январе Северная Корея провела свое четвертое ядерное испытание в условиях универсального международного протеста. Даже Китай, единственный союзник Пхеньяна, присоединился к критике в его сторону.

При поддержке Пекина ООН ввела новые санкции в отношении Корейской Народно-Демократической Республики. США и их союзники предупредили Пхеньян о дальнейшей изоляции, если он продолжит игнорировать волю международного сообщества.

По всей видимости, КНДР готовит еще одно ядерное испытание, которое может быть приурочено к первому за последние три десятилетия корейскому съезду партии трудящихся. Скорей всего, на нем представят Северную Корею в качестве мощной нации, а Ким Чен Ына как самого дальновидного лидера.

Если КНДР проведет еще одно испытание, это станет доказательством того, что страна намеревается стать значимой ядерной державой. Когда два десятилетия назад между США и КНДР было заключено Рамочное соглашение, Пхеньян, возможно, был готов отказаться от своих ядерных амбиций в обмен на хорошую цену. Те дни уже прошли. Северная Корея сделала слишком много, чтобы так просто отказаться от своей программы. Сейчас на КНДР обращают внимание только из-за ее ядерного оружия, которое усиливает военную лояльность по отношению к династии Ким Чен Ына.

Кроме того, Северная Корея живет старым афоризмом Генри Киссинджера, что даже у параноика есть враги. Какая страна не хочет смены режима в КНДР? США при поддержке европейцев продемонстрировали свою готовность свергнуть диктаторов, которые находятся в их «черном» списке, даже после заключения с ними соглашений. Пример тому, Муаммар Каддафи. Пхеньян даже не доверяет своему северному другу.

Действительно, что делает перспективу очередного испытания особенно драматическим — очевидная готовность Ким Чен Ына провести его любой ценой. Он не сомневается в том, что США будут настаивать на дополнительных санкциях. Он знает, что ни одно правительство не станет на защиту его режима. Он понимает, что Китай не привязан к своему маленькому и беспокойному соседу, так как после январского испытания КНР одобрила ужесточение международных санкций, ужесточила меры пограничного контроля, и даже позволила совершить массовое дезертирство северокорейских работников. Каждая провокация со стороны КНДР грозит стать последней непосильной каплей для Китая и принудить его присоединиться к продовольственной и энергетической блокаде, которая доставит Пхеньяну огромные трудности.

Что делать, когда ничего не работает?

Во-первых, США, Южная Корея и Япония должны рассмотреть вопрос, как поступить с ядерной Северной Кореей. Два десятилетия убеждений, что Север не должен разрабатывать ядерное оружие оказались напрасными. Что же теперь?

Отказ признать КНДР ядерной державой не помешает стране стать ею. Если Северная Корея продолжит увеличивать свои возможности, то что тогда? Какие и кем должны быть предприняты военные, политические и экономические шаги? Ни Москва, ни Пекин не одобрят ядерный Север, но как тогда они могут отреагировали? Как долго КНДР будет угрожать и излучать свою нестабильность?

Во-вторых, чтобы противостоять общей угрозе Япония и Южная Корея должны позабыть о прошлых разногласиях. Вина за плохие отношения между двумя народами в большей степени лежит на Токио. Однако, колониальная эпоха закончилась 71 год назад, и Япония не представляет никакой угрозы для будущего Южной Кореи.

Эти две процветающие демократические страны должны подготовиться к проблемам будущего, а не реанимировать ненависть прошлого.

В-третьих, Соединенные Штаты и их союзники должны заставить Пекин пойти против Пхеньяна. КНР имеет наибольшее влияние на Север благодаря энергетической и продовольственной помощи, но не решается идти на такой шаг. Таким образом, Вашингтон должен учитывать проблемы Китая, включая массовые потоки беженцев, фракционный конфликт и воссоединение Кореи в союзе с Америкой. Напомним, что многочисленные просьбы к КНР о помощи Соединенным Штатам никогда не работали. Союзники должны предложить разделение расходов, услышать интересы Китая, и убедить Пекин, что не воспользуются геополитическим преимуществом, дабы покончить с одним из союзников КНР в Восточной Азии.

В-четвертых, Вашингтон должен разрядить обстановку воспринимаемой угрозы на КНДР, подкрепив все это предложением вести переговоры о других вопросах, помимо ядерного оружия. Это не означает, что нужно обвинять во всем Америку, доверять Пхеньяну, соглашаться с ядерной программой КНДР, или успокаивать Ким Чен Ына. Скорее всего, нужно признать, что нынешний режим дает все основания опасаться Соединенным Штатам. Если Ким хочет обогатить свой народ, он должен быть готов ограничить свои программы вооружений, а для этого нужно избавить его от мысли, что США являются угрозой для будущего его династии. Возможно, это не тот вариант, но Вашингтон должен его проверить.

В-пятых, союзники должны рассмотреть вопрос о разработке Японией и Южной Кореей компенсирующих ядерных арсеналов. Ядерный зонтик США запутал страну в потенциальном конфликте, который больше не несет решающее значение для американской безопасности. Большинство южнокорейцев подняли вопрос о возможности создания бомбы — перспектива, которая ужасает сторонников нераспространения ядерного оружия, но позволит Вашингтону сделать шаг назад и может подтолкнуть КНР к действиям.

Мы приближаемся к тому времени, когда на Северо-Востоке Азии могут появиться три потенциально опасные ядерные державы: Россия, Китай и КНДР. Вашингтон может навсегда остаться в центре этой нестабильной ядерной схватки, или же его демократические союзники могут самостоятельно сдерживать эту агрессию. Безусловно, идея стоит обсуждения, особенно с китайскими чиновниками.

Внешнеполитические ястребы постоянно жалуются на неспособность администрации Обамы провести красную линию по химическому оружию. Доверие потеряно окончательно, после двух десятилетий заявлений о том, что КНДР не позволят разрабатывать ядерное оружие. Ядерное оружие Северной Кореи может существенно изменить динамику в Северо-Восточной Азии.

Конечно, можно продолжать надеяться на крах, имплозии, или какое-то другое чудо, которое решит проблему Северной Кореи. Но это глупо. Соединенные Штаты и их друзья должны начать всерьез воспринимать КНДР как ядерную страну. Они должны быть готовы к тому, что Северная Корея выступит с Индией, Израилем и Пакистаном в качестве ядерной державы среднего уровня.

Даг Бандоу — старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный советник президента США Рональда Рейгана и автор книги Foreign Follies: America’s New Global Empire (Xulon).