Третью полосу аэропорта "Шереметьево" строят, не расселяя деревни

На модерации Отложенный

Подмосковные деревни Дубровки, Перепечино и Паршино оказались на пути новой строящейся взлетно-посадочной полосы аэропорта "Шереметьево". Несмотря на ранее вынесенные судебные решения и проект, который предусматривает полный снос деревень еще на этапе подготовки территории ни заказчик, ни подрядчики не торопятся переселять людей. Об этом пишет "Московский комсомолец".

Работы в зоне строительства полосы идут круглосуточно: из-за техники соседний лес покинули животные, зато после того, как строители отрыли на своем пути старую свалку, в округе появились неприятные запахи и полчища крыс. некоторые старожилы вообще утверждают, что на свалке когда-то был скотомогильник — в 50-е годы в этом районе от сибирской язвы погибло много домашнего скота. Строительная техника едва ли не ежедневно перебивает кабель, по которым идет электричество к частным домам, из-за дождей пострадали опоры линии электропередачи, а экскаватор ковшом задел газовую трубу. Не хватает в округе и воды: местные колодцы и скважины уже давно пересохли.

Со времен строительства взлетно-посадочной полосы в местных деревнях похоронили несколько человек, формально умерших от инфарктов, инсультов или рака. Соседи же утверждают, что их болезни как-то связаны со строительством. Между тем району грозит еще и экологическая катастрофа: из-за попытки строителей спрямить русло на месте реки образовалось болото, а рядом с водозаборным узлом собираются отвести место под антигололедную обработку самолетов. По словам экспертов, реагенты, которые обычно используют для этих целей, опасны для здоровья человека, однако ни строителей, ни чиновников это не волнует.

Обострилась и криминальная обстановка, так что местные жители стараются не выходить из дома в темное время суток без средств самозащиты. "Среди работяг пьянство и поножовщина — обычное дело, — рассказывают люди. — Как только смена заканчивается, они гурьбой в соседний магазин, там им и пиво, и что покрепче продают, несмотря на все наши протесты. А в тех домах, что уже выселили, бомжи и наркоманы обосновались. Они там разводят костры и обжигают обмотку кабелей, чтобы потом их в металлолом можно было сдать. У нас уже несколько крупных пожаров было, вся деревня чуть не сгорела". А еще строители регулярно воруют у фермеров гусей, кур и даже коз.

Согласно планам проектировщиков, запустить новую полосу должны уже в октябре 2017 года, и никакого жилья к этому времени тут быть не должно. Деревня Дубровки вплотную примыкает к зоне строительства, часть домов выкупили и даже снесли, но это происходит только в том случае, когда техника в буквальном смысле слова упирается в тот или иной участок. И если в деревне Дубровки хотя бы несколько семей уже смогли получить компенсацию за свои дома и участки, то деревня Перепечино, в которую буквально упирается полоса, никто будто не замечает.

"Они как себе это представляют? — недоумевают жители. — Что нам теперь каждый раз от страха приседать, когда в десятках метров над нашими головами будут лайнеры пролетать? А если какой-нибудь пилот ошибется чуток и самолет крылом дом заденет?!". Однако ни заказчика, ни застройщика ВВП-3 эти проблемы не волнуют.

"Сначала нам говорили, что тут будут склады, какая-то аэропортовская инфраструктура. Сколько раз мы ни спрашивали главу нашего Луневского сельсовета Надежду Тюрину, она каждый раз утверждала, что знает не больше нашего, а потом оказалось, что именно ее подпись стоит в разрешительной документации на строительство ВПП-3, — рассказывают члены инициативной группы жителей деревни Перепечино. — Мы с 2008 года, как только стало известно, что тут будут строить новую полосу, сидим на чемоданах. У одних дома недостроенные, у других — ветхие, разваливаются, а нас и не ломают, и жить нормально не дают!". Еще в 2013 году все участки и строения были оценены в 1,3 миллиарда рублей, однако этих денег никто так и не увидел. Зато сам проект "перезапустили" сразу после того, как стало известно о планах по проведению в России ЧМ-2018.

Ранее Межрегиональная транспортная прокуратура и Ростехнадзор установили, что строители и подрядчики нарушают проектную документацию, и выявили целый ряд конкретных нарушений, включая проблемы с перенесением газопровода и трех трубопроводов. В ноябре прошлого года Головинский суд Москвы постановил, что 260 зданий и строений, расположенных на территории деревень Паршино, Перепечино и Дубровки, оказавшихся в зоне строительства ВПП-3, должно быть снесено, а их владельцам обязаны компенсировать издержки. Однако нарушения устранены не были, а компенсаций люди так и не дождались.

В феврале 2017 года стало известно, что на строительство полосы требуется еще несколько десятков миллиардов рублей. Заказчик в лице Росавиации объяснил удорожание инфляцией и рядом неучтенных ранее работ. Местные жители полагают, что деньги на их переселение были выделены из бюджета и разворованы, и намерены обратиться по этому поводу в правоохранительные органы.

Напомним, решение о строительстве ВПП-3 в "Шереметьево" было принято в 2009 году, однако из-за неопределенности с оценщиком и протестов владельцев домов и участков в зоне ВПП-3 выкуп земель затянулся. 29 марта 2012 года в селе Лунево состоялись публичные слушания по проекту полосы: как выяснилось позднее, большинство жителей района об этих мероприятиях попросту не знали. Первоначально требования жителей сводились к расселению деревень, которые попадали в санитарно-защитную зону строительства. К сентябрю 2012 года из нескольких сотен участков, попавших в зону стройки, было выкуплено всего девять.