Скорбные итоги: за 2 года пандемии продолжительность жизни в России упала на 3,6 лет

На модерации Отложенный

За этот период в нашей стране накопилось примерно 1 040 000 избыточных смертей — это второе место в мире после Индии.

Известный российский демограф Алексей Ракша подвел в своем блоге промежуточные итоги пандемии, причем в первую очередь он обращал внимание именно на динамику смертности, а не заболеваемости.

Эксперт пришел к выводу, что за два года в России накопилось примерно 1 040 000 избыточных смертей — это второе место в мире после Индии, на третьем месте — США. Если ранжировать страны по приросту смертности относительно ожидавшегося тренда в процентах, то из 116-стран мы входим в первую десятку по избыточной смертности, и это наихудший результат среди стран такого же или более высокого уровня развития, и только Казахстан конкурирует с нами в этой печальной статистике. Все остальные страны, пострадавшие сильнее или так же, беднее, менее развитые.

Сегодня же, пор мнению эксперта, у России не такие плохие перспективы. На прошлой неделе избыточная смертность продолжала снижаться и составила около +23%, т.е. 1200-1300 в сутки. За январь ожидается примерно 196-199 тысяч смертей при базе 164-167, т.е. избыточная смертность может составить "всего" 30-35 тысяч (за декабрь соответственно 215,7 и 65, за ноябрь 257 и 116) . Это самое низкое значение после мая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что касается запросов в поисковых системах, то лидерами по ним являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Карачаево-Черкессия (там ещё «дельта»), Тверская, Ленинградская, Тульская, Орловская, Астраханская, Ярославская области.

Очень быстрый рост произошёл в Тыве и Калмыкии. А вот в Приморском, Хабаровском краях, ЕАО, Амурской роста пока почти нет: «Омикрон», видимо, туда ещё не добрался.

К счастью, уже с конца февраля смертность пойдёт на спад. Как правило, в тех странах, где официальная статистика заслуживает доверия, видно, что от начала роста волны эпидемии до пика идет три недели, не больше. И потом начинается снижение. Не такое быстрое, как был рост, но в итоге волна заканчивается за пару-тройку месяцев.

Я не прогнозирую такую же страшную смертность, которая была у нас на пике дельта-волны в конце октября, когда умирало больше 4100 человек ежедневно. Думаю, что среди заразившихся летальность будет раз в десять меньше по сравнению с дельтой. Можно ожидать летальность у этого вируса в 0,1-0,2 процента. Прогнозирую, что новая волна «Омикрона» может привести к росту смертности, но не ожидаю больше 3000 избыточных смертей в сутки, а скорее всего меньше, около 2000.

В целом же нынешняя ситуация сравнима с 1994-1995, 2002-2004 гг., только в то время избыточная смертность была в основном от алкоголя, от убийств, самоубийств, сердечно-сосудистых болезней, и это в-основном были мужчины трудоспособного возраста. Избыточная смертность ощущалась сильнее, так как уходили те, кто не должен был умирать настолько преждевременно. Поэтому и падение продолжительности жизни в то время было значительней. Например, при Горбачеве в разгар антиалкогольной кампании (1986-1987 гг.) продолжительность жизни достигла 70 лет. А в 1994 году она не дотягивала до 64 лет. То есть мы получили снижение больше шести лет. Сейчас потеря продолжительности жизни составила 3,6 лет. До пандемии мы достигли 73,6 лет. Но ковид отбросил нас примерно до 70 лет. Потеря большая и больше, чем почти во всех странах, для которых это уже подсчитали, но все же меньше, чем у нас в 90-е и в нулевые годы.