Ошибка или паралич совести? За что выгнали с "Розы - хутора" детей-инвалидов

На модерации Отложенный

На прошлой неделе в Сети горячо обсуждали курорт "Роза - хутор", который не продлил договор аренды с уникальной школой для лечения детей-инвалидов. Первые отклики были однозначно обвинительными: элитный "потанинский" центр не захотел соседства своих вип-клиентов с больными детьми. "НИ" выяснили, так ли это?

Скандал начался с эмоционального поста в ФБ Андрея Баталова - основателя детского реабилитационного центра, с которым "Роза-хутор" и расторгает договор аренды. Сегодня корреспондент "НИ" разговаривал с Андреем.

- Мы освобождаем помещение, съезжаем. - говорит Баталов. - У нас заканчивается договор аренды в последних числах сентября. Все мои попытки добиться встречи и обсуждения ситуации с генеральным директором курорта «Роза-Хутор» Сергеем Бачиным ни к чему не привели…

Впрочем, работу центра, по словам Баталова, сорвали ещё весной, даже пришлось возвращать деньги тем людям, которые уже планировали приехать со своими детьми и пройти курс занятий. Ведь семьи, в которых есть дети с диагнозом ДЦП, планируют свои поездки не менее чем за год.

- Руководство «Розы-Хутор» в официальном заявлении говорит, что у вас нет сертификата. - спрашиваем у Баталова.

- Подобная деятельность, в отличии от медицинских услуг не требует ни сертификации, ни лицензии. - уверен тренер. - Как бы мы ни хотели, невозможно получить сертификат государственного органа на ту методику, которую мы сами разработали и используем. Хотя она запатентована. Для этого необходимо было опубликовать статью. Мы это сделали – вышел материал под названием «Методика занятий с помощью горных лыж для детей с ограниченными возможностями»...

 

 

 

Методику реабилитации детей с ДЦП Баталов отрабатывал ... на своей семилетней дочке Татьяне, которая с самого рождения не могла ходить. Обычные способы лечения таких детей батальным не помогли - и тогда профессиональный спасатель и дипломированный специалист по физкультуре и спорту, полному и горному туризму Андрей Баталов решил сам приобщать дочку к жизни.

- Зимой 2014-2015 года катал дочку на себе, в рюкзаке (есть фото и видео), потом купили лыжи и ботинки.- рассказывает Андрей.- Катал её на руках, она слегка касалась ножками (лыжами) снега. Случайно весной 2015 года, из интернета узнал, что есть методики по реабилитации детей с помощью горных лыж. Ждать уже времени не было, для нашей дочери каждый год на счету, и решал сам обучиться по этой программе. Съездил в Москву в декабре, учился платно, купил за свои деньги оборудование за 150 тыс рублей. Приехал в Сочи и начал поднимать свои связи, чтобы запустить занятия по реабилитации с помощью горных лыж детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я планировал создать международный адаптивный центр для занятий с детьми, у которых диагноз ДЦП, аутизм, синдром Дауна. У меня есть возможность привлечь и инвестиции, и благотворителей, и спонсоров. То время, пока мы работали, была договорённость, что подъемники для детей – бесплатно, для сопровождающего – 50 процентов стоимости. Да, оплата инструктора стоила денег – 2.5 тысячи рублей. Но с каждым больным ребёнком на гору поднимается два инструктора – это очень тяжёлая работа: надо не только держать ребёнка, который вообще не может стоять, на руках, но ещё и оборудование – общий вес достигает 60 кг. Само катание – вид адаптации, реабилитации и социализации. Кстати, мы за свои деньги построили ещё и скалодром, и для наших клиентов он абсолютно бесплатный. Те, родители, которые не могут платить, им оплачивают путёвки благотворительные фонды, те, которые могут – платят сами. Я получал деньги только как инструктор, всё остальное вкладывалось в развитие. Проживание для семей с больным ребёнком в три раза дешевле, мы предоставляем всё оборудование и инвентарь. Два инструктора на каждого ребёнка, которые не только должны научить кататься, но еще и суметь найти психологический подход, уметь объяснить жестами. Молодые, не опытные люди нам категорически не подходят, только специалисты самого высокого уровня. Мы и мам ставим на лыжи – ребёнку это очень важно. Результат даёт всё в совокупности: работают все группы мышц, повышается эмоциональный уровень, родители, видя успехи – счастливы и это счастье передаётся и детям...

Кстати, в пользу Андрея свидетельствует и практика паралимпийского движения. На Олимпиаде в Сочи соревновались люди с не менее серьезными заболеваниями и никто не призывал прекратить "эксперименты с инвалидами".

Против Андрея выступает... статистика. Лечить больных детей с ДЦП - дело крайне долгое. Точных и понятных всем критериев выздоровления просто нет. А вот подозрений в опасности экстремального спорта для паралитиков - сколько угодно.

Кроме того, у Баталова возник личный конфликт с основателем движения "Лыжи мечты" Натальей Белоговцевой, который весьма похож на конкурентную борьбу двух бизнес-структур.

- Андрей Баталов коммерциализировал эту историю и с декабря 2014-го года зарабатывал на ней деньги. - заявила в интервью "НИ" Наталья Белоголовцева. - Он предоставлял коммерческие услуги сначала как частное лицо, а потом как ИП (Центр АФКС «Энергия жизни»), и это есть в открытом доступе в Интернете. По информации, исходящей от руководства «Роза-Хутор» и инструкторских служб, все необходимое для занятий господин Баталов получал бесплатно или за символические деньги, - прокат горнолыжного оборудования, использование подъемника, аренда большого помещения. Пользуясь этими ресурсами, он предоставлял семьям с детьми с особенностями развития услуги сомнительного качества, используя наработки, методики и оборудование программы «Лыжи Мечты». Отец ребёнка-инвалида – ещё не гарантия порядочности и честности. То, что он пишет – на 80 процентов – ложь. Баталов – не очень уравновешенный, склонный к конфликтам человек. Первое время он декларировал, что работает совместно с программой «Лыжи мечты», что не соответствовало действительности и использовалось для его пиара...Некоторое время назад мы практически договорились с курортом «Роза-Хутор», но нам не дали там открыться из-за того, что влез господин Баталов. Присутствие неподготовленного и безответственного человека на склонах может представлять серьёзную опасность.

За 3 года программа «Лыжи Мечты» открылась в 23 регионах Российской Федерации, в каждом регионе наши партнеры, в первую очередь, - организации родителей детей-инвалидов. За это время более 5000 человек прошли курсы занятий по методикам «Лыжи Мечты» и 30% из них - бесплатно. При этом нигде не возникало подобных вопросов, как с господином Баталовым.

В свою очередь представители курорта "Роза-хутор" не упоминают никаких конфликтов с Баталовым.

 

"Курорт "Роза Хутор" начиная с зимнего сезона 2014/2015 оказывал максимально возможное содействие Андрею Баталову и Центру АФКС «Энергия Жизни» в проведении реабилитационных занятий с детьми-инвалидами, в том числе, при помощи горных лыж.- сказано в заявлении Виктории Вергельской, начальника управления по связям с общественностью и рекламе курорта "Роза-Хутор". - Несмотря на то, что официально утвержденной методики у А.Баталова не было, курортом была предоставлена возможность проведения занятий с небольшой группой детей (4-5 человек) на некоммерческой основе, для доработки и совершенствования программы реабилитации. "Роза Хутор" безвозмездно предоставлял А. Баталову помещение в здании Горного приюта, учебные склоны и сезонные ски-пассы. С самого начала со стороны курорта А. Баталову неоднократно озвучивалась единственная просьба – о сертификации методики уполномоченным государственным органом. На сегодняшний день это остается основным и по сути единственным условием продолжения и развития данной деятельности на «Роза Хутор».

Мы твердо убеждены, что в таком непростом и ответственном деле, как работа с детьми-инвалидами, необходимо руководствоваться принципом «не навреди». Именно поэтому мы считаем, что необходимо компетентное и профессиональное подтверждение того, что реализуемая методика занятий не представляет угрозы для жизни и здоровья детей-инвалидов и не усугубляет их состояние.

В системе Минздрава существует целый ряд профильных институтов, в том числе в области детской реабилитологии, которые могли бы сделать соответствующее заключение."Роза Хутор" обязательно продолжит поддержку и реабилитацию детей-инвалидов и намерен реализовывать эту программу с партнёрами, имеющими соответствующую сертификацию."

 

Между тем Баталов в ответ заявляет, что от него требуют какой-то справки по принципу "пойди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что".

- Еще раз могу подтвердить, что подобная деятельность не сертифицируется! - заявляет Баталов. -Я – спасатель 1 класса, девять лет проработал спасателем, работал инженером по охране труда и занимался разработкой инструкций по безопасности на горнолыжных курорта. Я готов взять ответственность на себя. А родители, в свою очередь, дают нам расписку в том, что никаких претензий предъявлять не будут. Мы проработали два с половиной сезона и у нас не было ни одного ЧП.

Я написал свой эмоциональный пост не потому, что хочу воевать, а от безысходности! Для меня это – не бизнес, я получаю деньги только как инструктор, а не как предприниматель. Но мы даём возможность детям, которые не могут стоять, кататься на горных лыжах! Моя дочь выиграла соревнование «Хуторок», спустившись с высоты 2300 метров на отметку 1170 метром (перепад более 1 км), протяжённостью 5 км за 40 минут! Не каждый взрослый это сможет...

 

В конце концов Андрей Баталов цитирует законодательство России, позволяющее ему работать с детьми -инвалидами без всяких специальных заключений.

Нормы права, регулирующие деятельность по физической реабилитации:

1. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ:

физическая реабилитация - восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

При этом спорт это «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним», а физическая культура это «совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

В соответствии со ст. 31 Федерального Закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физкультурно-спортивная организация (п. 2 Федерального Закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

2. Деятельность по спортивной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья также регламентируется специальными федеральными стандартами спортивной подготовки. На настоящий момент приняты ФССП по видам спорта спорт лиц с поражением ОДА и спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.

В рамках программы по физической реабилитации данные стандарты будут применимы, только если вместе с адаптацией путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития будут также осуществляться спортивная подготовка, т.е. деятельность по подготовке и участию в соревнованиях.

3. Требования к квалификации инструктора по адаптивной физической культуре (инструктора-методиста, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре) установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 августа 2011 г. N 916н), а также в профессиональных стандартах.

Ситуация, словом, с обеих сторон конфликта - патовая. Курорт "Роза-хутор" наверняка не выгонял школу детей-инвалидов из каких-то ладно понятых "эстетические" соображений, либо в угоду брезгливым клиентам. Однако репутационный ущерб, судя по реакции соцсетей, очевиден. "НИ" обратились к ряду медийных персон с просьбой высказать свое мнение о конфликте.

 

"Это не просто безнравственно, это ещё и очень глупый взгляд на жизнь. - заявил протоиерей Всеволод Чаплин. - Те люди, которые приняли решение, считают, что ни они, ни их клиенты никогда не столкнутся с болезнью, старостью, немощностью, смертью. Человек разумный должен смотреть на людей с ограниченными возможностями, чтобы не впасть в самоуверенность, самонадеянность, житейскую наглость.

Это дикий, безнравственный, варварский поступок, который лишает людей правильного мировосприятия. Отдыхаешь, расслабляешься, но не питай слишком много иллюзий, помни о смерти, о нездоровье, даже если пока физические возможности ничем не ограничены.

Школу необходимо вернуть и не нужно прятать детей-инвалидов, повторяя постыдный поступок советских властей, которые убрали с улиц городов инвалидов и выселили их за 101 километр и на Соловки, чтобы не раздражать жителей и туристов.

 

"Нельзя ситуацию в «Розе-Хутор» сравнивать с ситуацией не допуска Юлии Савицкой на конкурс Евровидение в Украине. - говорит политолог Сергей Марков. -Там было недружественное действие террористической хунты. Ситуация с детьми-инвалидами на курорте в Сочи лежит в одном русле с заявлением сына Жириновского – Лебедева, который высказался за то, чтобы дети с врождёнными патологиями просто не рождались. Это – общая проблема российской элиты, тех кто успешен – они относятся с презрением к тем, кто не успешен. Хотя те, кто успешны зачастую стали таковыми с нарушениями закона и морали. Поэтому их и ненавидят, за такое презрительное отношение. Надо жёстко реагировать. Вот, к примеру, Мара Багдасарян хамски ведёт себя на дороге. Нужно наказывать не её, а её отца. Наказывать чиновников, чьи дети покупают дорогие автомобили и нарушают все и всяческие правила и нормы поведения и морали.

 

"Я уже давно наблюдаю за тем, как коммерциализируется детский спорт и наблюдаю - безо всякого удовольствия. - считает обозреватель Роман Носиков. - Спортивные учреждения, в том числе и государственные - постоянно нарушают права льготников, детей из многодетных семей, инвалидов и так далее. Для них они - обуза. Они занимают место, которое могли бы занять деньги. Однако, не следует путать произвол с государственной политикой.

Государственная политика по отношению спорта в среде инвалидов - однозначна. Именно она и позволяет нашей стране каждый раз занимать высокие места на паралимпийских играх.

Полагаю, что и в этот раз речь идет о чем-то, что идет не в канве госполитики в области спота и реабилитации инвалидов, а о конкретном конфликте, где вполне здоровые телесно, но не духовно, люди, сделали своими заложниками тех, кто кажется им беззащитным.

Наша задача в том, чтобы доказать им, что они сильнейшим образом ошиблись".

От себя добавим: как бы там ни было, а в результате разборок взрослых страдают дети-инвалиды. Которым даже не объяснишь, почему они два года могли кататься на Красной Поляне, а в этот раз - нет...