Новая реальность Москвы - закупка автозаков и усиление слежки

На модерации Отложенный

В парке автомобильных средств, принадлежащих Москве, намечаются грандиозные изменения.Помимо закупки ста новых автозаков общей стоимостью 491 млн рублей, на сайте госзакупок появилась заявка на закупку 59-и автомобилей, которые, помимо фиксации ПДД, будут искать нарушителей карантинного режима.

 

Передвижные комплексы фотовидеофиксации скоро приобретут новые функции:они начнут искать нарушителей карантинного режима, причем не только среди автовладельцев, но и среди пешеходов. «НИ» обнаружили на сайте госзакупок информацию о «выполнении работ по модернизации" этих самых передвижных комплексов. Разместил информацию департамент г.Москвы по конкурентной политике.

Как именно это будет происходить, в Центре организации дорожного движения не уточнили. Известно лишь, что подрядчик должен модернизировать два типа передвижных комплексов: 34 машин на базе выпущенных компанией «Соллерс» микроавтобусов и 25 автомобилей на шасси «ГАЗель Next». Судя по данным на сайте ЦОДД, ловить нарушителей режима карантина вскоре научатся все передвижные комплексы видеофиксации этого ведомства.

Система под названием «Карантин» появилась еще в мае. С ее помощью инспекторы ГИБДД ловили нарушителей режима самоизоляции. Принцип был таким: автоинспектор через специальное приложение на планшете должен был подключиться к камере ЦОДД, после этого приложение автоматически сравнивало номера проезжающих под камерой машин с базой данных, в которую была внесена информация о цифровых пропусках, выданных автовладельцам. Водителя автомобиля, у которого не было пропуска, инспектор должен был остановить и выписать штраф. При этом инспекторы нередко жаловались, что система часто дает сбой и ошибается. Вопрос о том, что именно изменится в работе этой системе сейчас, в ЦОДД также оставили без ответа.

 

Передвижные комплексы видеофиксации после модернизации увеличат список регистрируемых ПДД и начнут фиксировать нарушителей карантина также среди пешеходов.

По сей день спорным остается и вопрос о законности видеослежки. Среди экспертов мнения по поводу новшества разделились. «Формально видеокамеры должны устанавливать там, где часто фиксируют ДТП. Но по факту передвижные комплексы нередко устанавливают не на участках с большой аварийностью, а там, где часто допускаются незначительные или спорные нарушения. Что касается видеослежки, то четкого закона на этот счет не принято, так что ждать от новых комплексов можно чего угодно. До этого передвижные комплексы ЦОДД фиксировали до 20-и видов нарушений ПДД. После их «усовершенствования» они начнут фиксировать более 50-и правонарушений, в том числе езду без ОСАГО», - сообщил «НИ» автомобильный эксперт, ведущий радио «Автодор» Игорь Моржаретто.

Правила установки видеофиксаторов на дороге базируются на Кодексе об административных правонарушениях: в статье 2.6.1. КОАП указано, что фиксация правонарушений может осуществляться техническими средствами, и не только. Однако, единого ГОСТа по средствам фотовидеофиксации на сегодня нет. Так что можно сказать, что эта мера с точки зрения закона половинчатая.

 

Эксперты уверяют, что в новые комплексы фотовидеофиксации не заложена функция распознавания лиц. Но как в таком случае они будут следить за пешеходами - остается вопросом.

«Правовая основа этого новшества – соглашение между московским правительством и ГИБДД. Впоследствии департамент транспорта делегировал ГИБДД полномочия МВД. Именно это и позволит новым комплексам заниматься слежкой за нарушителями карантина», - пояснил Игорь Моржаретто.

 

 

Думается, эта функция была заложена в передвижные комплексы не случайно именно сейчас, после принятия решения о применении системы распознавания лиц в ресторанах, непродовольственных магазинах и салонах красоты. Об этом, как известно, уже объявил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Чиновник оговорился, что это произойдет в том случае, если система докажет свою эффективность в ночных клубах и барах. В том, что эта система будет введена, сомнений ни у кого нет. Все это совпало с заявлением мэра Москвы о том, что «уже принятые меры власть будет жестко и системно контролировать».

Это и «удаленка» для 30% сотрудников, и соблюдение масочного режима в транспорте, и рекомендация людям от 65-и сидеть дома. Это «новая реальность, в которой придется жить до окончания пандемии», заявил Собянин.

 

Вместо машин Скорой помощи московская мэрия решила закупить автозаки.

Составной частью этой «новой реальности» должны, видимо, стать и передвижные комплексы фотовидеофиксации, то есть, иными словами, слежки. Теперь вместо патрулирования улиц нарядами полиции и Росгвардии, которые не всегда убедительно разъясняли, что такое хорошо и что такое плохо в условиях карантина, передвижной комплекс будет просто фиксировать нарушителей предписаний мэра, автоматически занося их в базу данных. Штраф будет приходить по почте. А насколько он правомерен – придется, видимо, получателю доказывать в суде за свой счет.

Другие эксперты считают появление новых видеокомплексов абсолютно нормальным явлением.

«Когда человек нарушает ПДД, видеофиксация необходима, это сопутствующая норма. Учитывая то, что аппарат ГИБДД постоянно сокращается, замена людей техникой – не аномальная норма. Сейчас, к примеру, на протяжении от Химок до Клина работают всего 4 экипажа. Люди вынуждены по нескольку часов ждать приезда сотрудников ГИБДД. Что касается штрафов за нарушение карантина, то это действует еще с весны. Видеофиксаторы еще тогда начали регистрировать водителей, номера автомобилей которых занесены в базу тех, кто должен соблюдать самоизоляцию по причине подтвержденного коронавируса, контакта с таким больным или по какой-либо другой причине. Если на этот счет подписан указ мэра и есть соглашение с ГУВД, никаких вопросов нет. Сейчас многие задаются вопросом : 98 миллионов рублей на создание таких комплексов видеофиксации – много это или мало? Учитывая, что одна машина с передвижным комплексом может стоить до 5 млн рублей, это не такие уж большие деньги», - заявил «НИ» генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов.

Действительно, 98 миллионов – это не так уж много в сравнении с другой госзакупкой Москвы, сумма которой впечатляет куда больше: 491 миллион рублей намерена потратить мэрия столицы для закупки ста новых автозаков. Интересно, что их заказчик – тот же Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Как следует из конкурсной документации, предполагается купить 35 автозаков, рассчитанных на 20 задержанных, столько же — на 15 задержанных и еще 30 машин на шесть задержанных. При этом в машине на 20 человек должны также помещаться семь полицейских; в автозаке на 15 мест и шесть мест — 12 и семь сотрудников МВД соответственно. Так что говорить о сокращении сотрудников МВД, исходя хотя бы из этой информации, мягко говоря, преждевременно. Интересна еще одна деталь: у всех автозаков должны быть видеорегистраторы и камеры внутри. По официальной версии — «для «наблюдения за сотрудниками полиции и задержанными».

Если цель трат на машины с видеофиксаторами – отлов злостных нарушителей ПДД и карантина, то при чем тут автозаки?

«Это просто плановое обновление автопарка, старые автозаки изношены», - пояснил наш источник в МВД. Однако, столь массовое обновление автопарка репрессивного аппарата и оснащение его средствами видеофиксации провоцирует естественные вопросы. Не с нарушителями же карантина собираются московские власти при поддержке МВД бороться столь массово? Так или иначе, аукцион по закупке автозаков намечен на 22 октября, все автомобили его победитель должен предоставить до конца 2020 года. А это значит, что автозаки уже готовы и информация об аукционе – лишь формальность.

Странно другое. В условиях всплеска заболеваемости коронавирусом, большинство случаев которого и самая высокая смертность сегодня фиксируются в Москве, столичные власти тратят почти 600 миллионов на автозаки и передвижные комплексы видеофиксации, а не на кареты Скорой помощи, которых явно не хватает. Также не лишне было бы потратить эти средства на закупку аппаратов ИВЛ или на настоящую, эффективную бесплатную вакцину или еще что-то полезное. Но у московских властей, судя по всему, иные приоритеты.