ЕСПЧ постановил выплатить 5 тыс. евро Савве Терентьеву, осужденному за комментарий в ЖЖ

На модерации Отложенный

Европейский суд по правам человека установил, что в уголовном деле россиянина Саввы Терентьева, приговоренного в 2008 году к одному году условно за комментарий в ЖЖ о «неверных ментах», есть нарушения права на свободу выражения мнения. Об этом говорится в официальном постановлении ЕСПЧ.

Представитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков уточнил, что ЕСПЧ постановил выплатить Терентьеву 5 тыс. евро в качестве возмещения расходов. Компенсацию морального вреда суд не назначил, потому что счел сам факт признания нарушений в деле достаточным.

Напомним, 15 февраля 2007 года Савва Терентьев из Сыктывкара оставил в ЖЖ комментарий под постом местного журналиста Бориса Суранова. Молодой человек написал, что в сотрудниках полиции «неискореним <…> менталитет репрессивной дубинки в руках власть имущих». Кроме того, Терентьев сравнивал сотрудников правоохранительных органов с «представителями животного мира», которых, по его мнению, необходимо уничтожать, чтобы «очистить общество от ментовской-гопотской грязи».

В апреле 2007 года прокуратура Сыктывкара возбудила в отношении Терентьева уголовное дело по статье 282.1 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Интересно, что первая судебно-лингвистическая экспертиза не нашла в словах обвиняемого призывов к разжиганию вражды и ненависти, эксперты признали комментарий обычным мнением. А вот вторая экспертиза, которую проводили сотрудники научного центра Уральского отделения Российской академии наук в Коми, установила, что в словах Терентьева есть возбуждение ненависти и вражды.

В результате суд признал мужчину виновным и приговорил его к одному году лишения свободы условно.

В 2011 году Савва Терентьев вместе с женой и ребенком эмигрировал в Эстонию, где получил вид на жительство как политический беженец.

Спустя 10 лет после вынесения приговора ЕСПЧ установил, что «использование вульгарных фраз само по себе не имеет решающего значения при оценке наступательного выражения, поскольку оно вполне может служить лишь стилистическим целям. <…> Только путем тщательного изучения контекста, в котором опубликованы оскорбительные или агрессивные слова, можно провести различие между шокирующим и оскорбительным языком, который защищен статьей 10 Конвенции, и тем, что лишает его права на терпимость в демократическом обществе».

«Очевидно, что в ходе дискуссии, в которой участвовал заявитель (Терентьев. — Znak), поднимался вопрос о предполагаемом участии полиции в давлении на политическую оппозицию в период предвыборной кампании и, следовательно, вопрос затрагивал общественные интересы. Суд подтверждает, что в предвыборный период особенно важно, чтобы мнения и информация всех видов свободно распространялись. Комментарий заявителя, сделанный в рамках этих дебатов, показывает его эмоциональное неодобрение того, что он видел как злоупотребление властью со стороны полиции, и передает его скептическую и саркастическую точку зрения на моральные и этические нормы сотрудников полиции в России. В этой перспективе рассматриваемые заявления можно понять как резкую критику нынешнего положения дел в российской полиции, и в частности, отсутствие строгости в наборе их персонала», — отметили в ЕСПЧ.