Детские сады недоступны для 35% российских детей

На модерации Отложенный

В России только 64,6% детей посещают детские сады, группы переполнены, а качество предоставляемых образовательно-воспитательных услуг ухудшается. Об этом говорится в исследовании мер поддержки рождаемости в России, которое провели ученые Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС - сообщает ТАСС.

Эксперты отмечают, что рост рождаемости, наблюдающийся с середины 2000-х годов, при снижении числа дошкольных организаций привел к увеличению укомплектованности групп, что повышает нагрузку на воспитателей и снижению качества получаемых услуг. «Сегодня в среднем на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 106 детей, этот показатель также демонстрирует рост с 1998 года, когда на 100 мест в дошкольном учреждении приходилось лишь 78 детей. Таким образом, сегодняшняя ситуация во многом напоминает положение 1990 года: при сравнительно высоком охвате детей дошкольным образованием, группы переполнены», - говорится в исследовании.

Наибольшая доля детей, охваченных дошкольным образованием (на 2014 год), наблюдается в Чукотском автономном округе (92,6%), Новгородской области (85,4%), Республике Коми (85,3%), Мурманской (83,4%) и Магаданской (82,3%) областях. Наиболее проблемным регионом является Северо-Кавказский федеральный округ, на его территории находятся субъекты Федерации с наименьшим значением рассматриваемого показателя: Ингушетия (14%), Дагестан (27,6%) и Чеченская Республика (29,2%).

В сельской местности обеспеченность государственными и муниципальными дошкольными организациями находится на более низком уровне: если в городах недоступность государственного образования признают 16,7% опрошенных, то в сельской местности - 21,2%.

«Большинство государственных детских дошкольных организаций требуют при зачислении ребенка документы о регистрации по месту жительства. Иногда речь идет о постоянной регистрации, и для жителей крупных мегаполисов, прежде всего Москвы, это становится серьезным препятствием», - отмечается в документе.

По мнению экспертов, в Москве среди крупных городов наибольшую остроту имеет вопрос доступа к яслям.

В столице высока доля населения, в том числе семей с детьми, которые не имеют постоянной регистрации по месту проживания. Ребенок без постоянной регистрации не может быть устроен в ДОУ. К тому же и стоимость услуг коммерческих ДОУ высока - она составляет не менее половины средней московской зарплаты.

Одним из перспективных путей решения проблемы нехватки детских дошкольных учреждений в регионах страны и переполненности групп является развитие частного сектора дошкольных учреждений, считают ученые.

«В 2015 году из 50 тысяч организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, частными организациями являются лишь 973, среди 40 тысяч дошкольных образовательных организаций - только 802», - отмечается в исследовании.

По данным экспертов, до сих пор многие частные детские сады остаются в теневом секторе экономики, что связано с трудностями при соблюдении требований, необходимых для получения лицензии.

«Для дальнейшего развития негосударственных дошкольных организаций можно выделить несколько наиболее важных направлений: снижение административных барьеров; создание моделей государственно- частного партнерства по строительству и реконструкции помещений для негосударственных детских садов, распространение наиболее удачных практик; льготные ставки налога на имущество; проведение информационных кампаний по открытию негосударственных детсадов и оказание консультационных и юридических услуг; стимулирование льготного кредитования частных детсадов; распространение лучших практик развития вариативных форм дошкольного образования и семейных детских садов», - предлагают эксперты.

Еще один фактор – это высокая стоимость частных детских садов в России - от 8 до 25 тысяч рублей в регионах и до 70 тысяч рублей в Москве, которая сдерживает рост интереса населения к этим учреждениям.

Также эксперты РАНХиГС отмечают низкий уровень доверия к няням, в том числе из-за того, что они по-прежнему работают в теневом секторе экономики.