Мали: "джихад" в Золотой стране

На модерации Отложенный

Жизнь на севере Республики Мали, где в апреле этого года было провозглашено независимое туарегское «Государство Азавад», все больше напоминает ситуацию на другом конце Африки - в стране со схожим названием - Сомали.

Здесь тоже складывается ситуация, где «все воюют против всех». Не успев заключить в конце мая соглашение с джихадистской группировкой «Ансар ад-Дин», националисты-туареги уже объявили о расторжении этого союза. Из занятых ими районов тем временем бегут десятки тысяч людей - в страхе перед установлением в «свободном Азаваде» некого подобия режима афганского движения «Талибан». Как это произошло в районах Сомали, захваченных радикальными исламистами.

В Тимбукту, самом древнем городе Западной Африки, основанном еще в ХI веке, а ныне провозглашенном столицей «Азавада», повсюду развешаны черные флаги «Ансар ад Дин». Подобный флаг, напомним, является и одним из символов «Аль-Каиды», что позволило противникам азавадских исламистов объявить их союзниками «Аль-Каиды в исламском Магрибе». Так ли это сказать пока сложно, но самые тревожные факты уже налицо: впервые в истории Республики Мали здешних женщин заставляют закрывать лицо, на радио запрещают музыку, а курильщиков, не говоря уже о любителях горячительных напитков, подвергают публичной порке. По радио отменены музыкальные передачи.

Как сообщает сенегальская газета «Солей», все места развлечений в Тимбукту разгромлены, особенно это касается тех, что расположены возле наиболее посещаемого туристами комплекса средневековых мечетей и висячих садов. И вот уже ЮНЕСКО бьет тревогу о судьбе древней архитектуры этого города. "Выдающиеся земляные архитектурные чудеса Тимбукту, такие как большая мечеть Джингуеребер, Санкоре и Сиди Яхья, должны быть сохранены. Вместе с 16 кладбищами и мавзолеями они важны для сохранения идентичности народа Мали и всемирного наследия", - говорилось в заявлении гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой.

Против «неправильных» мусульман

Не говоря уже о христианах, предпочитающих побыстрее покинуть эти места, особую ненависть боевиков «Ансар ад Дин», причисляющих себя к салафитскому направлению в исламе, вызывают «неправильные» мусульмане.

В мае боевики уже врывались в мавзолей Сиди Махмуда Бин Амара - место паломничества здешних адептов религии пророка Мухаммада, и сожгли все деревянные элементы и белую ткань, укрывавшую могилу святого. Боевики заявили, что местные мусульмане «совершают грех: с Богом нужно общаться напрямую, а не через мертвых».

Как рассказала информационному агентству ИнфоРос малийская правозащитница Айша Калиль, в числе других представителей местной общественности взятая под защиту туарегскими повстанцами, «так называемая шариатская полиция установила полный контроль над Тимбукту; они повсюду со своим оружием, наши женщины страшно напуганы». «Доходит до того, что если на улице эти «блюстители морали» встречают парня с девушкой, идущих вместе, то заставляют их незамедлительно заключить брак», - это особо возмущает нашу собеседницу.

По сообщениям западных СМИ, пресс-секретарь «Ансар ад Дин» Санда аль-Бумана гневно опровергает все сообщения о нарушениях прав человека в Тимбукту. Он заявляет, что если люди бегут из «столицы Азавада», то это связано с опасениями, что исламистов начнут бомбить США. А в принципе малийцы, по его словам, поддерживают «джихад против разложивщейся элиты в Бамако».

То же самое говорят теперь и афганские талибы, когда из занятых ими районов уходят местные жители. Американцы и их союзники действительно сыграли свою роль в последнем развитии событий в Мали, но пока скорее это происходило совсем в ином ключе.

Жертва больших держав

Надо сказать, что последние годы задачей США было выдавить из Северной и Западной Африки своих главных конкурентов - китайцев. При этом, как показали недавние события в Ливии, им было совершенно неважно, кого брать в союзники.

Военный переворот, произошедший 22 марта, произошел как нельзя кстати, спровоцировав захват туарегскими повстанцами «своих» районов на севере страны. Американские правозащитные группы давно заявляли о притеснении туарегов разными правительствами, сменявшимися в Мали. Причем в нынешнем случае, как опять-таки в Ливии, спецслужбы США могли действовать в тесной координации с французскими коллегами (представляющими бывшую колониальную метрополию Мали), благо президентом Пятой Республики был верный партнер Вашингтона Николя Саркози. Не случайно главным связующим звеном, через которое малийские туареги связывались с внешним миром, стал телеканал France24.

Когда-то в Тимбукту проживало 50 тысяч человек, к настоящему моменту их к число уменьшилось в разы. Миграция началась еще при прежнем режиме. Однако, как говорил свергнутый президент Амаду Тумани Туре, последнее время ситуация в регионе начала меняться в лучшую сторону - благодаря китайским капиталовложениям.

По его словам, Пекин оказывал Мали помощь в возведении многих важных объектов, в частности, в строительстве моста через реку Нигер в Бамако, что играет очень важную роль в развитии малийской столицы. Шли средства и в развитие золотодобычи - в Африке Мали издавно называют Золотой страной - геологоразведку на другие полезные ископаемые, в хлопководство и т.д.

Одновременно Китай предоставлял под минимальные проценты кредиты, естественно, в юанях, что гарантировало поставки в страну именно китайских (а не американских или французских) товаров.

В октябре текущего года, когда планировалось отметить 50-ю годовщину со дня установления дипломатических отношений между Мали и КНР, китайцы намеревались приступить к строительству скоростной автотрассы длиной 240 км, которая связало бы Бамако, столицу государства с туарегским севером страны.

Сыграл свою роль и еще один немаловажный фактор: последние геологические прогнозы на наличие в соседних с Нигером районах Мали (теперь они уже относятся к «Азаваду») больших запасов такого стратегического сырья как уран. Западные компании, контролирующие разработку урановых месторождений в том же Нигере, вряд ли захотели бы уступить конкурентам столь лакомый кусок.

Уходящая Россия?

А что же Москва? Теперь уже бывший президент Мали Амаду Тумани Туре - выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Его можно назвать одним из последних африканских лидеров, сохранивших тесные связи с нашей страной.

Конечно, Москва не могла в таких масштабах укреплять свои позиции в Мали как Пекин, но и окончательно уходить из региона не собиралась. Одни отечественные компании укрепились в этой стране в сфере добычи золота, месторождения которого находятся на контролируемых Бамако землях, другие предложили совместные сельскохозяйственные проекты.

Что интересно, при прежнем президенте, как рассказал ИнфоРос меcтный политолог, выпускник РУДН Усман Ба, руководство правящего «Альянса за демократию в Мали» нередко проводило заседания на русском языке - во избежание «лишних ушей». Теперь все эти люди оказались не у дел.

Ближайшее будущее покажет, как будут развиваться отношения Москвы с новыми властями Москвы. По крайней мере, осудив военных свергнувших Тумани Туре (напомним, его обвиняли в «неспособности» справиться с мятежными туарегами) МИД РФ поддержал заявленное стремление временного правительства восстановить целостность государства.