Верховный суд отрекся от Жеглова

На модерации Отложенный

Судебная власть больше не считает, что вор должен сидеть в тюрьме. Упраздняются имущественные и насильственные статьи УК РФ. Под сокращение попадают 300 тысяч потенциальных уголовников.

В феврале Госдума рассмотрит законопроект о декриминализации российского законодательства. По плану Верховного суда, за воровство, угрозу убийством, побои, поддельный документ и неуплату алиментов можно не привлекать к уголовной ответственности. Принципы гуманизма и либерализации искусственным путем снизят статистику преступности и увеличат доходы государства.

Государственная дума включила в февральскую сессию обсуждение законопроекта Верховного суда (ВС) о декриминализации Уголовного кодекса. Пять преступлений переводятся в категорию правонарушений.

Замена уголовной ответственности на административную распространяется на незначительную кражу (статья 158 УК), побои (116), угрозу убийством (119), использование подложного документа (327), злостную неуплату алиментов (157).

Поправки мотивируются гуманизацией законодательства и экономией уголовной репрессии.

«Нередко деяния и лица не обладают достаточной степенью общественной опасности, – считают в ВС. – Негативные последствия от судимости в таких случаях не вполне адекватны».

Математически идея обречена на успех. Упраздняемые статьи дают 40 % преступлений небольшой тяжести, которые, в свою очередь, составляют 46% всех преступлений в стране.

«Изменения создадут условия для выведения из-под действия уголовного закона в общей сложности более 300 тысяч человек, что, в свою очередь, будет способствовать положительным изменениям в социальной структуре общества за счет значительного сокращения числа лиц, имеющих судимость», – указано в пояснительной записке ВС.

Альтернативой приговорам станут штрафы (до 30 тысяч рублей в доход государства), лишение права занимать определенные должности, обязательные и исправительные работы. Повторное нарушение будет считаться преступлением.

«Это позволит надлежащим образом реагировать на факты семейного насилия, противоправного поведения нерадивых родителей и других лиц, склонных к постоянным угрозам или систематическому совершений насильственных действий в отношении граждан», – уверяют авторы поправок.

Законопроект уже принципиально одобрил президент Владимир Путин. Депутаты Госдумы тоже отзывались положительно. На высшем уровне либерализм был поставлен под сомнение разве что правительством. Кабмин не видит целесообразности в «декриминализации деяний, направленных на умышленное причинение вреда здоровью граждан».

«Фонтанка» постаралась выяснить мнение специалистов, которые повседневно сталкиваются с УК, но авторизованно согласились поговорить только адвокаты.

«Не хочется спорить с первым лицом государства», – объясняли свою скромность собеседники.

Проект выводит из уголовной плоскости кражи имущества до 10 тысяч рублей (ВС поднял планку значительного ущерба с 2500). С одной стороны, это объяснимая реакция и на конъюнктуру валютного рынка и инфляцию, а с другой – жить лучше и зарабатывать больше россияне не стали, скорее, наоборот.

«Будет сложнее отправлять жуликов в тюрьму, – рассуждает в разговоре с «Фонтанкой» оперативник из «кражного» отдела полицейского главка. – Обычные граждане стали еще более незащищенными. Это удар по бабушкам, студентам и рабочим, для которых десять тысяч – деньги».

Адвокат Сергей Афанасьев находит недостатки в упразднении «насильственных» статей, хотя в целом проект его устроил:

«Смущает декриминализация угрозы убийством, – говорит он. – Еще в советские времена отмечали очевидную корреляцию. При росте приговоров за угрозу уменьшалось количество убийств».

В управлении организации работы участковых уполномоченных ГУ МВД согласны с юристом:

«Уголовное наказание по 116-й и 119-й служило хорошей профилактикой насилия в среде злостных бытовиков, склонных к более тяжким преступлениям. Судимые состоят на учете, регулярно отмечаются. У участковых и так-то прав не особо много. В квартире дебош, а в нее не зайти. Бытовики могут и распоясаться».

Ликвидация 157-й статьи вряд ли обрадует судебных приставов. В год в Петербурге выносилось по тысяче приговоров алиментщикам.

«Будет им не жизнь, а рафинад, – сказал «Фонтанке» начальник одного из отделов в аппарате УФССП. – Для родителей, которые отрекаются от ребенка, не сработает схема «заплатил штраф – полюбил». Наказание, наоборот, должно быть максимально жестким. Страх перед скамьей подсудимых, как правило, понуждает к материальной помощи детям».

Адвокат Сергей Лукьянов считает, что Верховный суд не с того начал.

«Либерализацию нужно начинать с правоприменительной реформы. На практике у нас зачастую суды исповедуют принцип презумпции виновности, обязывая подсудимых доказывать свою непричастность».

В пользу этого мнения – статистика судебного департамента ВС. В России доля оправдательных приговоров составляет 0,4 %.

Принятие Госдумой закона в работу вызывает сомнения в законотворческой гармонии бюрократического аппарата. ВС вводит поправки в действующий КоАП. Одновременно депутаты обсуждают проект совершенно нового административного кодекса, который они же изобрели к 2017 году, и который не учитывает судейские новеллы.

До 18 февраля депутаты принимают предложения и замечания к проекту ВС, далее – первое чтение.