Великобритания: саммит в Канне показал бессилие и упадок Запада

На модерации Отложенный

Состоявшийся во французском Канне саммит "двадцатки" продемонстрировал "все увеличивающееся бессилие Запада и его ускоренный упадок" – с таким комментарием итогов работы этого неформального клуба наиболее мощных индустриальных стран мира выступила лондонская газета "Таймс". Она выразила квинтэссенцию оценок британских СМИ, которые крайне разочарованы результатами. В первую очередь, это связано с тем, что лидерам западных стран не удалось локализовать в зоне евро нынешний финансовый кризис и помешать ему поставить под угрозу всю мировую экономику. По мнению СМИ, это бессилие выразилось в их неспособности принять план по стабилизации Греции. Более того, во время работы саммита ситуация в Греции и еврозоне в целом в значительной степени ухудшилась.

 "Дейли телеграф" напоминает, что в конце сентября министр финансов Великобритании Джордж Осборн публично заявил, что "у еврозоны и Евросоюза есть всего лишь шесть недель предотвратить катастрофу". В качестве предельной даты он назвал день созыва финансовой "двадцатки". Однако 4 ноября прошло, а решение для греческого кризиса не найдено, пишет газета. "Сейчас мы вынуждены напомнить, что Осборн предрекал катастрофу и она наступила", – замечает издание. "Трагедия нынешнего положения заключается в том, что европейская элита полностью оторвана от действительности", – указывает "Дейли телеграф". "Не понимая мира, в котором сейчас мы живем, нынешняя политическая элита Евросоюза вынуждена будет заплатить чудовищную цену", – резюмирует газета.

 С подобной оценкой консервативной "Дейли телеграф" согласен и левый еженедельник "Обсервер". "Мировые лидеры имеют только одну власть – разочаровывать друг друга, – отмечает он. – Неудача саммита "двадцатки" самым драматичным образом продемонстрировала неспособность мировой элиты справиться с нынешним кризисом". По мнению издания, одним из результатов встречи в Канне станет дальнейшее ослабление политических позиций премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, президента Франции Николя Саркози, который практически потерял шансы быть переизбранным на очередной срок, а также канцлера Германии Ангелы Меркель.

 "Саммит "двадцатки" также подтвердил перераспределение мирового экономического влияния от приходящего в упадок Запада к переживающим подъем государствам Востока и Юга, – пишет "Обсервер". – Президент Саркози умолял Китай и Бразилию дать денег для стабилизационного фонда еврозоны. Однако Пекин денег не дал. Как представляется, лидеры "двадцатки" сильны только в том, чтобы заблокировать планы коллеги по выходу из нынешнего кризиса. Так, Китай сказал Франции "нет" на крик о помощи, Германия не пошла на уступки партнерам по Европейскому центральному банку, а США проявили холодность к предложениям Великобритании использовать активы МВФ для стабилизации зоны евро.
 Результатом подобного исхода стало приближение абсолютной катастрофы в виде волны суверенных дефолтов, которая затмит кризис 2008 года, когда создалась угроза паралича мирового финансового рынка", – заключает еженедельник.

 Однако наиболее пессимистичную оценку результатов саммита "двадцатки" дала лондонская "Таймс". "Мы вынуждены признать, что ответа на нынешний кризис еврозоны нет", – констатирует она. Более того, по мнению издания, нынешний кризис зоны евро приведет к распаду Евросоюза, в котором произойдет столкновение двух сил – группы стран во главе с Берлином и Парижем и настроенных более скептически к европейской интеграции государств, включая Великобританию. При этом газета приходит к еще одному выводу: Запад вступил в фазу упадка, и этот процесс набрал высокую динамику. "Экономическая политика Запада сейчас заключается в том, чтобы уйти от трудных вопросов, – пишет "Таймс". – Запад стремится оттянуть неизбежный для себе факт признания новой реальности: он потерял свое лидерство и потерял безвозвратно. Наше превосходство закончилось. Мы унижены и уже никогда не сможем вернуть себе былой статус. Запад истощил собственные ресурсы, когда госрасходы превысили доходы. Мы уже никогда не будем богаты, так как находимся в долгах. Греция является лишь видимым примером той ситуации, в которой мы все сейчас находимся".

 "Демократия не является сейчас ответом на проблемы Евросоюза, так как она вернет на континент узкий национализм, торговые барьеры и многочисленные экономические споры. Одновременно полностью исчезает призрак федеративной Европы. Игра закончилась. Правда, это не конец света, и мы не исчезнем. Тем не менее, нынешняя ситуация ухода Запада от ответа на сложные вопросы продолжится", – заключает "Таймс".

 В свою очередь, еженедельник "Санди таймс" отмечает, что помощи Евросоюзу ждать неоткуда. "Нового плана Маршалла для Европы не будет, – подчеркивает он. – Китай в Канне дал ясно понять, что щедрой помощи с его стороны ждать не следует".

 Между тем, в дипломатических кругах Лондона реакция иная. Здесь не драматизируют результаты саммита "двадцатки", хотя и признают, что обострение греческого кризиса нанесло работе встречи значительный урон.

 Европейские политики продолжают подбирать инструменты для того, чтобы справиться с нынешним кризисом рынка гособлигаций еврозоны. Лондон рассматривает каннский "саммит" как очередной шаг на этом пути. Для Великобритании главный итог встречи состоит в том, что на переднюю линию в борьбе с кризисом выходит МВФ. "Мы добиваемся того, чтобы кредитором в последней инстанции для еврозоны стал МВФ, так как ЕЦБ не способен в силу своего нынешнего мандата выполнить данную роль", – заявил корр.ИТАР-ТАСС высокий представитель на Уайтхолле.

"И соответствующая работа постоянно ведется", – заметил он. Подтверждением этого стали сообщения о том, что министры финансов стран "двадцатки" до конца текущего года проведут внеочередную встречу с целью принятия программы стабилизации еврозоны ЕС.
 Заседание состоится либо в ноябре во Франции, либо в декабре – в Мексике, к которой переходит пост председателя "двадцатки". Условием для созыва встречи является окончательное утверждение Евросоюзом принятой 26 октября на саммите ЕС программы помощи Греции, а также согласование странами "двадцатки" плана, согласно которому Европейский фонд финансовой стабильности получит доступ к кредитам МВФ. Одновременно стало известно, что сейчас завершаются переговоры по созданию при МВФ ряда специализированных фондов и программ объемом в 600 – 750 млрд долларов для стабилизации еврозоны.


Россия пока не готова участвовать в Европейском фонде финансовой стабильности

 Россия пока не готова участвовать в Европейском фонде финансовой стабильности, заявил в среду, 9 ноября, помощник президента РФ Аркадий Дворкович. «Дело в том, что мы не знаем, как будет работать Европейский фонд финансовой стабильности, поэтому не готовы в нем участвовать. Более того, мы даже рассматривать такое участие сейчас не можем», – сказал он. В администрации президента РФ «не понимают, есть ли в этом фонде обещанный триллион (евро)». «Видимо (в фонде) есть 250 млрд, и есть обещание того, что могут быть собраны еще 750 млрд», – пояснил Дворкович. «Другое дело, если Европа примет четкое понятное решение», – подчеркнул он.

 Вместе с тем, Дворкович подтвердил возможность оказания Россией помощи через МВФ. «У Европы есть достаточно ресурсов справиться с проблемами, но мы готовы помогать через МВФ», – сказал помощник президента. «Ровно, когда понадобится, это будет сделано. Ресурсов МВФ хватит до конца года. Нет сомнений, что своевременно будут приняты решения (о помощи со стороны России)», – сказал он. «Но мы исходим из того, что Европа самостоятельно должна принять решение», – подчеркнул Дворкович. По его мнению, доля России в помощи МВФ европейским экономикам вряд ли составит более 10 млрд долларов. «В общей сложности МВФ потребуется порядка 300 млрд долларов. Из этих объемов, понятно, какова будет доля России – не думаю, что более 3%», – сказал Дворкович.

 Кредиты стран БРИКС Европе не будут «подарками Деда Мороза», заявил представитель МИД РФ
 Кредиты стран БРИКС Еврозоне по линии МВФ не будут «подарками Деда Мороза», условия их выдачи будут тщательно проанализированы. Об этом заявил посол по особым поручениям, координатор в МИД РФ по вопросам группы БРИКС Вадим Луков, выступая на научной конференции в МГИМО. «Страны БРИКС готовы предоставить финансовые ресурсы МВФ, чтобы в случае необходимости фонд предоставил их Еврозоне», – сказал дипломат. «Делать это мы будем не зажмурившись, не благоговея перед авторитетом международных организаций, а прояснив для себя на основе коллективного анализа ситуацию в Еврозоне и условия, на которых будет организовано возможное сотрудничество БРИКС и МВФ», – подчеркнул он. «Это не будут подарки Деда Мороза, – добавил Луков. – Все деньги подлежат возвращению. Мы живем в мире, где ничего не бывает бесплатным».

 В ходе выступления он также сообщил, что страны БРИКС выступают против введения универсального банковского налога. «Мы выступаем против предложений некоторых стран о введении универсального банковского налога, – подчеркнул он. – Считаем его несправедливым». «Разве банки БРИКС участвовали в глобальных финансовых спекуляциях, которые привели к финансовой напряженности и к краху системообразующих банков США? – продолжил дипломат. – Нет, все было иначе. Эти банки (США) использовали средства, в том числе, полученные от банков БРИКС, в своих целях, не консультируясь ни с кем». «Почему же теперь облагать налогом всех подряд?», – добавил Луков.

 Вопрос по введению налога на банковские транзакции входил в повестку дня саммита G-20, прошедшего в Канне на прошлой неделе. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович тогда прокомментировал позицию Москвы следующим образом. «По налогам на банки нет единой позиции внутри «двадцатки», есть несколько стран, которые не согласны с этим подходом, есть страны – прежде всего Латинской Америки и Европы, – которым этот подход близок», – уточнил представитель Кремля. «Наша позиция достаточно простая, для нас сейчас подобный налог не является полезным с точки зрения российской экономики и финансового сектора, особенно в связи с нашими планами развития Международного финансового центра (в Москве)», – заявил Дворкович. По его словам, «если будет консенсус, если все страны согласятся, что такой налог нужно вводить, то Россия будет готова рассмотреть эти возможности присоединиться к консенсусу». «Но мы далеки от консенсуса», – подчеркнул Дворкович.