Сирийский конфликт: война и мир

Между Россией и США заключено соглашение о введении режима прекращении огня в Сирийской Арабской Республике. Мюнхенские договоренности 17 стран о перемирии с 19 февраля 2016 года были очевидно невыполнимы – как по сути, так и по срокам. Пришлось кардинально сузить число высоких договаривающихся сторон и принять во внимание сложности многогранной и ожесточенной войны в САР.

Сам факт совместной позиции двух великих держав по наиболее кровопролитному конфликту современности заслуживает серьезного геополитического внимания. Это ещё не Perezagruzka, но уже не Peregruzka. Надежда на перемирие в Сирии выглядит следующим образом:

Прекращение огня запланировано на первую минуту 27 февраля. Каждая антиправительственная группировка должна уведомить о своей приверженности к примирению сирийские власти – либо напрямую, либо через посредничество американской стороны.

Сирийские группировки террористического пошиба будут уничтожаться в штатном режиме последних месяцев, пусть и без участия Соединенных Штатов.

Боевые действия по всем 15 оперативным направлениям в САР продолжаются до 27.02.2016 без каких-либо ограничений – но ряд районов в провинциях Хама, Хомс и Алеппо уже избавлены от ежедневных обстрелов и бомбежек. Потому что базирующиеся там незаконные вооружённые формирования вступили в диалог с официальным Дамаском о прекращении огня и делом подтверждают желание закопать (или отложить) топор войны. Сопредельные державы отказались от прямой вооруженной интервенции в Сирию. Турция оформила свой отказ специальным заявлением, Саудовская Аравия и ОАЭ – осуждающим недоумением по американскому адресу. Это не мешает турецким артиллерийским обстрелам северной Сирии и тайным операциям нефтяных монархий против САР.

Проблемы войны и мира в Сирии усугубляются отсутствием четкого разделения «хороших повстанцев» и «скверных» террористов. Особую сложность представляет сотрудничество рукопожатных оппозиционеров с филиалом Аль-Каеды в провинции Идлиб. На многих фронтах сирийской войны велико влияние радикальных джихадистов – с ними примиряться и вести переговоры никто не будет.

Курдские силы так и не учтены всеми форматами переговоров и соглашений о сирийском кризисе. Отряды курдского ополчения пользуются поддержкой РФ и США. Они нейтральны к властям Ирака, осуществляют координацию военных планов с властями Сирии и резко враждебны к Турции. Один лишь курдский фактор ставит под угрозу успешность перемирия в истерзанной стране ввиду переплетения конфликтных интересов в северной Сирии.
Общее количество антиправительственных банд на территории САР превышает 1.000 (!) шт. Если власти США сумеют миротворчески повлиять хотя бы на половину – это станет величайшей военно-дипломатической победой в регионе со времен Лоуренса Аравийского.

На российской авиабазе Хмеймим приступил к работе координационный центр по примирению сторон сирийского конфликта. В его составе действуют пять рабочих групп – планирования, информации, переговоров, зарубежного взаимодействия и оказания гуманитарной помощи. Обращения с конкретными предложениями о прекращении огня исчисляются десятками, начата доставка гуманитарной помощи в наиболее пострадавшие районы. В том числе по линии ООН, самолетами в блокированный халифатом анклав Дейр-эз-Зор.

Наибольшую опасность возможный спад боевой активности в САР таит для самозваного халифата. Средневековые палачи выведены за рамки мирного диалога массовыми казнями, пытками, жестокой бесчеловечностью и геноцидом ко всем инакомыслящим. В Ираке и Сирии идет негласное соревнование, кто станет триумфатором над ИГИЛ, кто сорвёт черные знамена с Мосула и Ракки.

Но халифат еще достаточно силен, организован и мотивирован. Ему удаются ужасающие по масштабу теракты. В Хомсе и Дамаске за один день взорвано несколько бомб, погибло и пострадало более 100 совершенно мирных граждан. В Ираке взрывы и убийства стали кровавой обыденностью. В провинции Алеппо отрядам ИГИЛ удаются наступательные удары по растянутым коммуникациям сирийской армии – и эти удары осуществляются совместно с «оппозиционерами» из провинции Идлиб. По сходящимся направлениям на военных картах и на политических планах. Перемирие в Сирии висит на волоске до начала своего вступления в силу.

Официальный Дамаск еще в ходе женевских переговоров с оппозиционным конгломератом 2 и 3 февраля 2016 года продемонстрировал стремление к диалогу и компромиссу. Был принят список заключенных, претендующих на освобождение по политическим мотивам. В блокированные сирийской армии города (Махин, Эль-Растан и др.) была организована доставка гуманитарной помощи.

На переговорах в Женеве присутствовали откровенно маргинальные делегации, ничем не лучше ИГИЛ или ан-Нусры – но сирийские власти согласились на их участие ради продвижения к миру. Чем ответила «светская» оппозиция и многочисленные «друзья» Сирии?

Выдвижением новых требований с возвращением к риторике об отставке Б. Асада.
Блокадой городов Кефрайя и Фуа, причем силами именно джихадистских формирований. Турецкими обстрелами сирийских районов, контролируемых курдами, попыткой игнорировать курдский фактор сирийской войны.
Хотя этот фактор отметился весомыми успехами на полях сражений последних месяцев и контролирует уже 16 % сирийской территории. Все светские и полусветские антиправительственные группировки имеют в активе максимум 6 % наземного присутствия в Сирии.

Естественным последствием срыва женевских переговоров стало ослабление оппозиционных позиций – военных, политических, дипломатических.

С октября 2015 по февраль 2016, вот уже пять месяцев подряд, операция ВКС РФ в САР подвергается критическим нападкам на различных уровнях. Ей недовольны банды сирийской оппозиции, их явные спонсоры и тайные покровители, ведущие западные СМИ и авторитетные гуманитарные организации. Хор активно протестующих ловко избегает любой конкретики. Какой случай бомбовых ударов по мирным целям не возьми, самолеты ВКС к нему непричастны. Но лживый бездоказательный вброс со стонами и плачем уже ушел в медийную среду и активно размножается в отрыве от реальности.
За пять месяцев ни одно западное СМИ не уточнило, каких именно повстанцев бомбит авиация РФ. Достаточно крика «Вы бьете мимо ИГИЛ!», хотя цели российских ударов ничем не лучше халифатских изуверов.

Другой малозаметный аспект обстановки в Сирии связан с западными санкциями против этой страны. Они близятся к четвертой годовщине своего действия. За пять лет гражданской войны в САР на 80 % сократилась внутренняя торговля, на 70 % – промышленное производство, на 60 % упал ВВП, на 50 % добыча и переработка нефтепродуктов.
Крах сирийской экономики и социальной сферы объясняется не только гражданской войной, массовым насилием и зарубежным силовым вмешательством.

В частности, сирийская фармацевтическая промышленность пострадала от торгового эмбарго в большей степени, чем от всех боев, налетов и терактов. Ряд энергетических объектов страны выведены из строя ввиду отсутствия западных комплектующих и оборудования. При этом 80 % оставшегося сирийского населения живут в областях под контролем правительства. Даже в захваченные области страны продолжается отправка пенсий и других социальных выплат, продуктов и лекарств. Мирные люди – вне зависимости от своих политических воззрений! – не должны страдать от нехватки предметов первой необходимости.

Режим западных санкций несет свою долю ответственности за гуманитарную катастрофу в Сирии. Санкции способствуют нищете и страданиям, провоцируют расцвет черного рынка, уход остатков экономики в серую зону и массовый исход беженцев в страны ЕС. Санкции наносят удары по примирению в Сирии не спорадическими взрывами, но постоянным и безжалостным давлением на экономику ослабленной страны.

После 27 февраля 2016 года операция ВКС РФ, наземные действия сирийской правительственной армии, отрядов иранских и курдских добровольцев против любых террористов в Сирии будут продолжены. Это изначально предусмотрено российско-американским соглашением. К сожалению, срыв мирного процесса организовать гораздо проще, чем отвечать за бандитскую автономность джихадистов. Формально светские оппозиционеры видят будущее страны через ту же черную призму халифата. Разве что без наиболее раздражающих и мерзких проявлений ИГИЛ типа выставок отрубленных голов или детей в роли палачей.

Существование единой светской Сирии с соблюдением прав религиозных и этнических меньшинств, с поэтапным восстановлении страны еще возможно. При сохранении нынешней власти в Дамаске, при постепенной эволюции государственного устройства в условиях мира с адекватной оппозицией и уничтожения оппозиции террористической.
Чем скорее западные элиты осознают эту зависимость, тем будет лучше для долгосрочных интересов самого Запада. Война и мир в Сирии еще долго будут двигаться рядом друг с другом. Важно не мешать правильному вектору этого движения. Иначе через пять лет после разрекламированной победы придётся заново бомбить объект своего триумфа – чему сейчас подвергаются лоскуты ливийской государственности.

Источник: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9538-2016-02-26-04-53-39.html

5
1106
0