Польша вглядывается в украинские протесты

На модерации Отложенный

«Большое видится на расстоянии» – замечательная строчка С. Есенина, давно перешагнувшая поэтические границы. Этой красивой и емкой фразой обозначают трудности при восприятии значительного, масштабного явления. Происходящее событие (казалось бы) очевидно, но наблюдатель не способен его адекватно оценить. По причине близкого нахождения к наблюдаемому явлению, которое может быть любым – политическим, экономическим, социальным, культурным и так далее. Личная же вовлеченность в событие, эмоциональное сопереживание еще больше затрудняет его трезвую оценку, практически исключая объективность. Для отрезвления требуется либо дистанцироваться от происходящего, либо эмоционально встряхнуться.

Довольно теоретическо-поэтических параллелей, переведем их в плоскость политической практики. Весь декабрь прошлого года центральная авансцена украинских протестов – эпицентр действительно большого и сложного события – пользовалась неусыпным вниманием польских государственных мужей. В самом благосклонном смысле по отношению к сторонникам протеста. Порой казалось, что Польша единолично взялась представлять на Майдане все 27 звездочек ЕС, хороводящих на голубых полотнищах этой организации.

В самом деле, Киев посетил лидер крупнейшей оппозиционной партии Польши Я. Качиньский с целой группой однопартийцев. Его экскурсии между баррикадами были подержаны польским депутатом в Европарламенте Р. Чарнецким и вице-председателем того же Европарламента Я. Протасевичем. Все без исключения польские эмиссары евроинтеграции поддержали протестное движение в центре украинской столицы. Премьер-министр Польши поблагодарил своих соотечественников «…за твердый голос в Киеве…» и обвинил официальные власти близкого соседа в обмане сограждан и всей Европы. Министр иностранных дел Польши Р. Сикорски первым из чиновников такого ранга принял лидеров украинской оппозиции в их протестном качестве во время своего официального визита в Киев. Даже давний и принципиальный соперник Я. Качиньского, известный польский либерал А. Михник назвал вояж своего визави по Майдану «…поступком настоящего патриота…».

С полным единодушием все силы польского политического спектра расписались в поддержке антиправительственных протестов в Киеве. Поддержали его весело, с задором и огоньком – как казаки расписывались на письме к турецкому султану в известнейшей картине Репина. Националистических заявлений активистов и их замотанных лиц, портретов одиозных вождей и антисемитской риторики зарубежные сторонники Майдана долго старались не замечать. Можете удивляться, но и после уличных боев на ул. Грушевского – когда мирные демонстранты шли в атаку с бензиновым огнем и метательным кирпичом – их по-прежнему именовали «искренними борцами с антинародным режимом». Чуть ли не сторонниками учения М. Ганди в улучшенном варианте. С булыжником за пазухой, арматурой в кулаке и стилизованными свастиками на рукавах – непротивление злу насилием теперь выглядит так, не знали?

Разумеется, далеко не все оппоненты украинской власти приемлют насильственные методы борьбы. Радикальные активисты составляют малую часть среди всех протестующих – но в данном случае значение имеет не размер, а решительность и влиятельность. Ни один представитель мирного большинства боевиков не осудил, даже анонимно. Это говорит о силе радикального протеста, либо о страхе адекватной оппозиции, либо о сочетании этих факторов. Пока самовоспламеняющиеся коктейли летали на киевских улицах, заграница благодушно наблюдала за происходящим: Не нарушает ли горящий сотрудник правопорядка чужие гражданские права?

Не творят ли произвол милиционеры, уворачиваясь от булыжников? Достаточно ли уступок совершила официальная власть и каковы должны быть ее дальнейшие односторонние шаги к примирению и капитуляции?

Для польской стороны отрезвление началось с захвата государственных зданий и дорог на западе Украины. Когда многотысячная толпа прыгает под речитатив «Кто не скачет – тот москаль!», можно усмехнуться такому зрелищу и не воспринимать его в серьез. Или хотя бы не принимать на свой счет, мы ж не москали, мы гордо именуемся панове. Когда представители такой же толпы высаживают польских туристов на львовскую обочину и заставляют уже их кричать националистические лозунги, да еще с выражением и десяток раз подряд – становится не до шуток. Потому что избиратели с сорванным голосом и взведенными нервами добираются, наконец, до Кракова и настойчиво вопрошают у политиков всех уровней «Вы кому там дифирамбы поете, а?!! Мы с ними лично пообщались, ощущения – непередаваемы!».

Польские политики начинают разбираться, что же это за такой досадный инцидент с туристическим автобусом, у кого бы это выяснить-установить. Кого попросить разобраться как положено и наказать хотя бы кого-нибудь. Тут поспевает интервью с лидером «Правого сектора», данное им специально для польской газеты Rzeczpospolita. Лидер авангарда силовых протестов прям на фоне киевских баррикад спокойно рассуждает о…необходимости отторжения от Польши части ее территории для воссоединения украинской нации. Безделицу в виде Перемышля с окрестностями ему подавай. Польский журналист (а через него и множество читателей Rzeczpospolita) могут из первых уст узнать о совершенной ненужности и даже вредности ЕС для нового, национального украинского государства. Которое начнет строится, едва только сметут нынешнюю власть при пособничестве этой самой вредно-ненужной ЕС. О том, что массовое истребление поляков на Волыни в 1943-1944 гг. отрядами УПА – это бред собачий (как минимум 65.000 эпизодов кровавого бреда, включая женщин и детей). О том, что с нынешним режимом на Украине следует бороться по методике С. Бандеры, иначе пользы не будет.

Польша вглядывается в немирную фазу украинских протестов с трезвеющей объективностью, картинка сфокусировалась и стала четче. И зрелище происходящего ей не нравится, да еще и большой вопрос – удастся ли остаться сторонним зрителем. Еще меньше околонацисткие радикалы понравятся Германии, по известным историческим причинам. А прибывший в Киев конвой с 10 тоннами гуманитарной помощи, собранный простыми поляками для майдана, на этом фоне выглядит насмешкой над здравым смыслом. В следующий раз в фуры предложат Перемышль загрузить или боеприпасы для выполнения бандерозаветов?

Надо полагать, что маски украинских протестов были сброшены преждевременно. Опьянение успехом плюс отравление продуктами горения покрышек – вот и ранняя эйфория от неслучившегося переворота. Который (кроме прочего) имел бы ярко выраженную антипольскую направленность и при этом был подержан всеми влиятельными лицами польской политики. Иметь дело с одиозными боевиками не захочет ни одна адекватная политическая сила во всей единой Европе. Осознание того, какой злобный джинн выпущен из бутылки уличного бунта, распространяется по ЕС с востока на запад. Собственно, в емкости с токсичным горючим для метания в живых людей другое существо найти затруднительно. К сожалению, оно отнюдь не мифическое, а деятельное и решительное.