Локальная война глобального значения

На модерации Отложенный

Боевые действия в Ливии продолжаются десятый год подряд. Их интенсивность заметно ниже горячей фазы вторжения НАТО и нефтеносных монархий в 2011. Свержение и линчевание Муаммара Каддафи символизировало победу «арабской весны», торжество однополярного мироустройства, апофеоз западного могущества. Исключительная демократия во всей красе, методом безнаказанных бомбёжек, под лозунгом «Пришли, увидели, убили!»

Радостный вскрик госсекретаря США справедлив до сих пор. Пришли и убили не только Ливию – самую развитую, обеспеченную и перспективную страну Африки. Эхо разрушения Джамахирии грохочет на севере Чёрного континента междоусобными боями и стонет рынками рабов. Крах ливийской государственности вытолкнул в Европу миллионы беженцев – европейские члены НАТО сами разбомбили защитницу своих же рубежей! Деградация ливийского соцобеспечения, здравоохранения, инфраструктуры вызывает аналогию с машиной времени – страну словно забросили на 200 лет назад.

Реформы для прогресса по западным лекалам в Ливии даже не начались. Вместо них началась многосторонняя война, появились филиал радикального халифата и вовлечённость различных внешних сил.

Западную часть и столичный Триполи контролирует международно-признанное Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем.

Восточную и центральную части, а также большинство нефтепромыслов – Ливийская национальная армия (ЛНА) Халифы Хафтара и сбежавший из Триполи парламент.

Безводные пески внутренней Сахары – остатки запрещённого в РФ ИГИЛ и местные племена. Племенное влияние велико и на территориях, формально подвластных обеим правительствам.

ПНС опирается на открытую помощь Италии, Катара, Туниса и особенно Турции. Анкара ведёт на ливийском побережье пока маленькую и пока победоносную войну. Широко используя ударные беспилотники собственного производства, несколько переброшенных фрегатов и самолётов F-16, кадровых инструкторов и тысячи сирийских антиправительственных боевиков. Опыт войны в САР повысил роль умелой и мотивированной пехоты на поле боя. Только бомбардировками победить нельзя.

Ливийский парламент, национальная армия во главе с Х.Хафтаром и племена запада страны имеют поддержку Франции, ОАЭ, Саудовской Аравии, Кипра, Греции и Египта. По финансовым, экономическим, политическим возможностям ЛНА качественно превосходит ПНС. С недавних пор на стороне ЛНА эффективно действует эскадрилья МиГ-29 и Су-24, благодаря особенностям ландшафта и символической ПВО.

Однако годовалый (!) штурм Триполи в конце мая 2020 закончился бегством фельдмаршальских отрядов и новым витком эскалации.

В июне 2020 более чем возможен ввод египетских войск в западную часть Ливии. Каир воочию видит приближение второй Арабской весны, в исполнении идлибских гоблинов с турецким обеспечением. Египет считает таковую угрозу критичной для национальной безопасности и стянул к ливийской границе крупные силы регулярных войск, авиации и артиллерии.

ЛНА и парламент Ливии согласны получить помощь иностранных штыков, как и ПНС. Это автоматически приведёт к столкновениям двух крупнейших исламских стран региона, Египта и Турции. Словно опосредованного конфликта между Италией и Францией, между Грецией и той же Турцией мало для ливийского клубка!

Президент Египта выступил с уникальной мирной инициативой, Каирской декларацией. Она предусматривает прекращение огня, остановку кровопролития на нынешних рубежах, оказание гуманитарной помощи десяткам тысяч ливийцев, вывод наёмников и т.д.

Уникальность декларации связана с её одобрением как российским, так и американским руководством. Что не имеет прецедентов в обозримом прошлом и в принципе сулит мало хорошего противникам декларации.

Турецкие успехи в Ливии вскружили голову наследникам султанов. Собственная нефтеносная провинция кажется такой близкой! Это не туристический Северный Кипр, это миллионы баррелей бывшей Джамахирии и перспективы газового шельфа! Анкара двинула к ливийским берегам значительные силы флота, может перебросить десятки боевых самолётов и целые армейские дивизии.

Практика последнего десятилетия убедительно показывает – в Ливии нет военно-политической силы, способной объединить страну в нынешних границах. Турецкие достижения в ливийских песках во многом обусловлены политической решимостью, готовностью рисковать, технической и численной слабостью противников. Войну нельзя выиграть денежными потоками и пустыми угрозами.

Египетская армия лишает турецкую силового превосходства. В финансовом плане монархии Персидского залива превозмогают одинокий Катар в турецком обозе. В политическом отношении Анкаре противостоят Москва, Париж и Вашингтон, это если считать только членов «ядерного клуба»!

Принуждение к миру теперь актуально и для членов НАТО, в том числе стараниями других участников блока. Кто мог такое представить в августе 2008. Посеяв разрушительный ветер в Ливии много лет назад, «сильнейший альянс в истории» содрогается от бури в собственных рядах.