Фундаментальные факторы "Nord Stream 2.0"

Для подводных газопроводов не нужны технологические фундаменты, их укладка осуществляется специальными кораблями сразу на морское дно. Проекты уровня «Северный Поток 2.0» нуждаются в прочной политической основе и коммерческой рентабельности. Первая очередь балтийского газопровода успешно функционирует с 2011 года. Преодолев все политические осложнения, технологические вызовы и конъюнктурные соображения. Подготовка к запуску второго этапа «Nord Stream» идет полным ходом. Само строительство уложится в полтора года, с апреля 2018 по ноябрь 2019.

«Северный Поток» суммарной мощностью 110 млрд. м3 газа в год напрямую свяжет Россию и Германию надёжной энергетической артерией – уже второй по счёту и первой по значению. Берлин как фактический лидер ЕС (особенно в процессе Brexit) при строительстве континентальной инфраструктуры обязан учитывать интересы младоевропейцев. Теряющих транзитные доходы от транспортировки российского газа, экспериментирующих с СПГ-терминалами, альтернативной энергетикой и альтернативным мышлением. Немецкие политики активизировали усилия для обеспечения строительства «Nord Stream 2.0» на уровне федерального канцлера и её заместителей. Учёт младоевропейских интересов ведётся по бундес-бухгалтерии.

Официальная позиция Германии относительно строительства двух дополнительных ниток балтийского газопровода сформулирована А. Меркель и З. Габриэлем (вице-канцлер, министр экономики и энергетики ФРГ) следующим образом:

- Проект является экономически выгодным и стратегически обоснованным для всей объединённой Европы.
- Проект обязан соответствовать законодательным требованиям ЕС (применительно к подводной части газопровода допустимо частичное соответствие).
- Проект не должен угрожать стабильности поставок российского газа в восточную и центральную Европу.
- Проект не должен послужить причиной прекращения газового транзита через Украину.

В июне 2016 зафиксирован заметный прогресс в урегулировании дипломатических, юридических и бюрократических преград на пути строительства нового газопровода.

Во-первых, запрос на поставку ежегодных 11 млрд. м3 газа посредством «Nord Stream 2.0» поступил от польской государственной компании PGNiG. Запрос несколько превышает весь газовый импорт Польши (10.6 млрд. м3 в прошлом году). В этом году наконец-то заработал польский СПГ-терминал и даже принял два танкера за шесть месяцев. Прибыльность разжиженного газа и обходительность катарских поставщиков сделали «Газпрому» лучшую рекламу из возможных.

Во-вторых, многолетняя судебная тяжба литовских газовых компаний с российской монополией закончилась утратой надежд на 1.6 млрд. $. Стокгольмский арбитраж отверг все прибалтийские претензии а-ля «завышенная стоимость газа», «недобросовестная конкуренция», «упущенная выгода» и «политически ангажированные поставки энергоресурсов». Вердикт шведских судей содержит любезный экономический ликбез – минимальная рыночная цена не является и не может являться единственно возможной ценой. Литовские попытки компенсировать СПГ-альтернативу за счёт «Газпрома» провалились. Вместе с идеей стать региональным газовым хабом за счёт единственного корабля-регазификатора, приобретённого в кредит на 10 лет.

В-третьих, заинтересованность во второй очереди «Северного Потока» проявило руководство Словакии. Власти континентального государства с большими запасами реверсного газа провели переговоры с немецкими коллегами. После чего состоялся диалог на корпоративном уровне с коллегами российскими.
Балтийский источник реверсного пополнения и собственного энергетического обеспечения признан перспективным и надёжным.

«Газпром» и словацкий оператор «Eustream» достигли договорённостей об использовании мощностей местной газотранспортной системы в рамках «Nord Stream 2.0». Речь идёт о перекачке российского газа из Германии через Чехию и Словакию в австрийский Баумгартен. Где находится крупнейший газовый хаб Европы. Австрийские компании участвуют в строительстве второй очереди «Северного Потока», чешские только рады транзитным выгодам с нового направления. Словацкие держат в уме дополнительное направление – восточное.

В-четвёртых… возможно, что в-главных. Транзитно-газовая роль Украины способна стать пугающе-трагической гораздо раньше 2019 года.
На протяжении последних лет транспортировка российского газа через украинскую ГТС постоянно сокращалась. Суммарная мощность магистральных газопроводов Украины идентична сумме «Северных Потоков», но используется менее чем на 40%. Третий год постмайданные элиты зазывают инвесторов для модернизации своей газотранспортной системы – при её низкой загруженности инвестиции не оправдаются десятилетиями, посему инвест-призывы зависают в пустоте. В 2015 году словесные декларации дополнились газовым шантажом Европ, обогатились опасностью срыва зимних поставок голубого топлива. Проблема была решена предоставлением целевых кредитов от ЕС и ЕБРР. В 2016 году кредитов нет, как и газа в украинских хранилищах.

В первой декаде июля 2014 года украинские ПХГ содержали 14.4 млрд. м3 природного газа.
В первой декаде июля 2015 года – 12.2 млрд. м3.
В первой декаде июля 2016 года – 9.8 млрд. м3.
Закачка летучего топлива блистательно сорвана Киевом по всем направлениям. Реверсный поток из Словакии и прочих европейских стран почему-то оскудел впятеро и практически иссяк. Собственным производителям предложены заниженные цены, отчего возникла затянувшаяся пауза в торгах. Газа собственной добычи меньше год от года, на существенное пополнение хранилищ его не хватит. Вопреки промышленному спаду и экономии рядовых жителей, «восхищенных» единым рыночным тарифом. Закупка газа в России прекращена девять месяцев назад, переговоры о её возобновлении регулярно сводятся к фарсу.

Согласно последним комментариям чинов «Нафтогаза» и профильного министерства, их не устраивает цена в 175-177 $ за тысячу кубометров. Потому что отдельные миниатюрные газовые лоты в том же австрийском Баумгартене торгуются за 170-173 $/тыс. м3.
При этом последнее ценовое предложение «Газпрома» составляет 167 $/тыс. м3. 167 < 170, второй класс начальной школы. Данная цена основана на межгосударственном контракте 2009 года, она объясняется минимальными нефтяными ценами зимы 2015-2016 гг. Дешевле газа в обозримом будущем не будет – напротив, исходя из нынешней стоимости нефтяного барреля, летучее топливо будет стоить больше 175 $ уже в четвёртом квартале с.г. Его бы закачивать с максимальной скоростью – но девятый месяц подряд перекачиваются лишь медийные перебранки.

Официальный Киев вполне официально движется к срыву отопительного сезона в собственной стране и к невозможности обеспечить газовый транзит в Европу. Пусть внезапно и обильно найдутся финансовые средства для экстренной закупки 5-7 млрд. м3 газа – имеются технологические ограничения для быстрого масштабного пополнения его запасов. Европейские страны сумеют обеспечить реверсом себя, но не ассоциированного шантажиста. С прекращением газового транзита через Украину её власти справляются сами, не дожидаясь укладки первых труб «Nord Stream 2.0».

Холодная зима 2016-2017 гг. станет фундаментальным фактором для строительства любых газопроводов в обход постмайданной страны.

Источник: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9650-2016-07-07-09-59-58.html

0
955
0