Привалов: новый взгляд на налог на роскошь

Оживилась работа над законодательной новацией, условно именуемой "налог на роскошь". Условно – потому что это, скорее всего, будет не отдельный закон, а поправки – в Налоговый кодекс, в ставки конкретных налогов — на дорогие автомобили, там, роскошную недвижимость, возможно, ещё на что-нибудь.

Всплывает эта тема в Государственной думе далеко не в первый раз, но теперь, я думаю, можно ожидать, что закон и в самом деле будет принят. Ответственные лица в Думе публично выражают надежду, что закон можно будет принять ещё до конца осени – чтобы с 1 января будущего года он уже начал практически действовать.

Чем нынешний "подход к снаряду" отличается от предыдущих? Ну, от ранних, середины нулевых годов, он принципиально отличен тем, что тогда деньги бюджеты были по существу не нужны. Поэтому тогда этого заведомо спорного и сложного в администрировании налога не хотело и само правительство. Но в последнем случае, когда подобный законопроект обсуждался в Думе (а случилось это ровно три года назад, в мае 2010 года), деньги уже очень были нужны, а законопроект, принятие которого сулило пусть и небольшие, но деньги, всё-таки не прошёл. Почему не прошёл? Да потому что был откровенно плох. Сегодня его стоит вспомнить для того, чтобы в этот раз не повторить вульгарнейших промахов, сделанных его авторами (тот проект разрабатывали справедливороссы).

Представления тогдашнего проекта о том, что следует и что не следует считать роскошью, выглядели просто неумно. Так, недвижимость, где бы она ни находилась, предлагалось считать роскошной, если её рыночная стоимость превышает 15 миллионов рублей. Но за такие деньги можно купить полгорода где-нибудь в депрессивном регионе, и нельзя купить "двушку" на Тверской.

Приняв законопроект, мы бы за год-другой навсегда очистили центр Москвы от людей скромного и даже среднего достатка. Или ещё смешнее: тот законопроект норовил содрать налог с драгоценностей и картин, обладание которыми очень легко скрыть, но не хотел облагать налогом футбольные команды или кровных скакунов, обладание которыми нисколько не скрывается. В общем, потешная была бумага.

Новый законопроект ещё не показан публике, но появились основания надеяться, что сделают его гораздо аккуратнее. Там не пойдёт речь об ожерельях и поддельных Левитанах, а только об очень дорогих транспортных средствах (прежде всего, разумеется, об автомобилях стоимостью более пяти миллионов рублей, законопроект о которых уже рассматривается) и о крупной недвижимости.

Причём говорят, что установление границ роскошества недвижимости будет оставлено на усмотрение регионов, что, я думаю, и правильно.

Впрочем, до обсуждения подробностей надо заранее примириться с тем, что закон получится далеко неидеальный, вызывающий критику и справа, и слева. Слева будут говорить, что прижали не всех нуворишей и прижали слабо, справа – что закон нерыночный и популистский. Неидеальность закона неизбежна уже потому, что вопросы он будет трактовать сложные, а сам обязан быть простым. Против сложного закона всегда будет непобиваемое возражение, которое Владимир Путин не раз приводил против возврата к прогрессивной шкале подоходного налога: "Мы такие вещи пока не умеем администрировать". А что закон будет нерыночный и в какой-то мере популистский, так оно, может, и так, но чего-нибудь в этом роде ведь, правда, очень хочется – и вовсе не с целью перераспределения неравномерно получаемых доходов. Страну надо приводить в божеский вид.

Не только роскошь, но и вообще сколько-нибудь заметные деньги бывают у нас только от близости к одной из двух труб: если не к физически ощутимой, нефтегазовой, то к виртуальной, бюджетно-административной. Если мы хотим, чтобы у нас процветали не только сырьевики и коррупционеры, то процветающих у труб надо хоть как-нибудь дестимулировать, и что-нибудь вроде налога на роскошь вполне сгодится.

И ещё одно: уж больше 20 лет, как мы "в рынке", а у нас всё ещё царствует показное потребление. Если мы хотим, чтобы наша, прости Господи, элита прекратила, наконец, эти варварские игры, повынимала, так сказать, кольца из носов, то и показное потребление, надо бы дестимулировать — обсуждаемый налог уместен и в этом смысле.

В сущности, чтобы и чиновным рантье, и иным нуворишам продемонстрировать, что страна их не одобряет, достаточно было бы ввести налог на роскошь (на настоящую роскошь, не на "двушку" в центре) в размере рубль в год – будь эти люди способны понимать нематериальные аргументы. Но ведь они большей частью не способны, поэтому имеет смысл намекать хоть чуточку попонятнее. Удачи вам.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1086941&cid=6

2
934
0