Соглашение между ЕС и Анкарой о возвращении беженцев оказалось на грани срыва

На модерации Отложенный

С 4 апреля Турция в рамках соглашения, подписанного 18 марта этого года, стала принимать обратно нелегальных мигрантов, перебравшихся из Турции в Грецию через Эгейское море, в обмен на законных беженцев из Сирии по принципу «один на одного». За прошедший после этого месяц поток мигрантов, прибывающих в Грецию из Турции, сократился в десять раз по сравнению с мартом до 2,7 тыс. человек. Это первый результат миграционной сделки ЕС с Турцией, которую канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала реальным шансом остановить миграционную волну в Европу, которая в прошлом году достигла более полутора миллиона человек.

Точные цифры мигрантов в Европе назвать сложно. По данным европейского статистического агентства, в ЕС в 2015 году подано 1,25 миллиона прошений об убежище, что стало абсолютным рекордом за всю историю сообщества. Однако этот показатель не отражает количества людей, находящихся в ЕС на нелегальном положении. Европейское пограничное агентство за это же время зафиксировало 1,83 миллиона нелегальных пересечений границ Евросоюза. Эта цифра может включать повторные пересечения границы между разными странами, в том числе по «балканскому маршруту", по которому мигранты из Греции добирались через Македонию, Сербию и Венгрию до Австрии и Германии. Плюс к этому не все нарушения границ могли быть зафиксированы.

Председатель Европейского совета Дональд Туск считает это соглашение завершением миграционного кризиса.

Он подчеркнул, что обмен нелегальных мигрантов на законных беженцев будет происходить в полном соответствии с европейским и международным правом, исключая возможность любой коллективной высылки. Из ЕС будут выдворять тех, кто сбежал не от войны, а от бедности.

"За каждого сирийца, который будет возвращен в Турцию из Греции, другой сириец будет переселен из Турции в ЕС. Механизм будет установлен при поддержке Еврокомиссии, агентств ЕС и других стран-членов, а также агентства ООН, чтобы обеспечить начало его реализации в тот же день, когда начнутся возвращения (нелегальных мигрантов из ЕС в Турцию)", - говорится в тексте соглашения.

В основном сирийские беженцы находятся в соседней Турции, где в 10 провинциях построено 26 палаточных лагерей и контейнерных городков для 2,7 миллиона переселенцев из Сирии. Расходы по возврату и размещению мигрантов в турецких лагерях оплачивает Евросоюз, который выделит Турции три миллиарда евро дополнительно к согласованным в конце 2015 года трем миллиардам евро.

Кроме того, Евросоюз обещал возобновить переговоры о вступлении Турции в ЕС, приостановленные по инициативе Франции в 2007 году, а также снять визовые ограничения Шенгенской зоны для граждан Турции к концу июня этого года.​

Однако 11 мая Европарламент (ЕП) приостановил обсуждение вопроса о предоставлении Евросоюзом безвизового режима для Турции, поскольку турецкая сторона не выполнила все предъявленные ей Евросоюзом 72 условия, необходимые для введения безвизового режима. Более половины из них Турция выполнила, остальные требуют мер по предотвращению коррупции, судебному сотрудничеству со всеми странами ЕС и приведению правил по защите данных в соответствие со стандартами Евросоюза, а также переговоров об оперативном соглашении с Европолом,

Нерешенными остаются и вопросы пограничного контроля, нелегальной миграции, а также борьбы с организованной преступностью и защиты прав человека. Самое главное, власти Турции официально отказались изменить свое антитеррористическое законодательство, которое, по мнению Евросоюза, относит к террористам не только вооруженных бойцов, но и всех, кто не согласен с политикой президента и правительства, прежде всего, курдов, которые сами могут устремиться в Европу в качестве беженцев.

Евросоюз настаивает на том, чтобы Турция более узко трактовала понятия "терроризм" и "террорист", поскольку нынешнее толкование этих терминов делает возможным преследование журналистов и инакомыслящих.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 6 мая заявил, что Анкара не намерена как-либо менять свое антитеррористическое законодательство ради того, чтобы соответствовать критериям соглашения с Евросоюзом об отмене виз.

"ЕС попросил нас изменить свое антитеррористическое законодательство. Извините, но мы идем своим путем, а вы — своим", — приводит агентство Франс Пресс заявление турецкого президента. Он утверждает, что этот закон направлен против курдских боевиков и запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство" (ИГ). 

Турция предупредила, что если Европарламент будет и дальше блокировать договоренность об отмене визового режима для ее граждан, то она откажется от выполнения договора о приеме нелегальных мигрантов.

Более откровенно, пишет британская газета «Телеграф», высказался Бурхан Кузу, почетный советник президента Реджепа Тайипа Эрдогана и один из старших членов турецкой правящей партии, который написал на своей странице в Twitter следующее: "Если Европарламент примет неправильное решение, мы пошлем беженцев". В интервью агентству «Блумберг» он также добавил, что, если двери Турции будут открыты, "Европу ждет беда", - цитирует РИА Новости.

Представители Европарламента назвали шантажом эту угрозу наводнить Европу мигрантами, а его председатель Мартин Шульц настаивает, что безвизовый режим гражданам Турции будет предоставлен в том случае, если Анкара выполнит все 72 условия Евросоюза.

Очень жестко высказался председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер: "Мы считаем важным выполнение всех условий, в противном случае договор между ЕС и Турцией не вступит в силу. Если президент Эрдоган решит не предоставлять возможность гражданам Турции свободно ездить в Европу, то он должен объяснить это решение турецкому народу. Это не моя, а его проблема".

В ответ министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр отметил, что требование пересмотреть закон о борьбе с терроризмом не является частью соглашения о переходе на безвизовый режим с Евросоюзом. По его мнению, турецкое законодательство соответствует стандартам ЕС.

Евросоюз настаивает на том, чтобы миграционная политика Турции была приведена в соответствие всем европейским и международным нормам по правам человека. Чиновники Еврокомиссии проверяют сообщение газеты "Таймс" о том, что власти Турции расстреливают беженцев, пытающихся перейти границу этой страны со стороны Сирии.

В соглашении между Евросоюзом и Турцией говорится, что "все мигранты будут защищены в соответствии с международными стандартами". "Мигранты, прибывающие в Грецию, будут зарегистрированы, и любое прошение об убежище будет рассмотрено в индивидуальном порядке греческими властями в сотрудничестве с агентством ООН. Мигрантов, которые не будут просить убежища (в Греции), станут возвращать в Турцию", - отмечается в соглашении.

При этом Евросоюз обещает, что массовых депортаций не будет, в отношении каждого мигранта будет проводиться индивидуальная оценка угроз, которые ожидают его в случае возвращения на родину. Как заявил пресс-секретарь Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Ульям Спиндлер, практика отправки людей в Турцию без оценки статуса человека - мигрант он или беженец - будет нарушением международного права.

Турция обещала Евросоюзу обращаться с беженцами в полном соответствии с правами человека и не допускать их репатриации на родину, по сути, в зону военного конфликта, однако отказалась предоставить ЕС информацию о проектах по расселению и образованию мигрантов, которые Анкара должна будет обеспечить на деньги, предоставленные Брюсселем. "Вы шутите? Какие проекты? Не будет никаких проектов, у нас тут 25 лагерей", — цитирует агентство «Блумберг» турецкого президента.

Финансовые претензии Турции также вызывают острые дискуссии. По словам главы турецкого МВД Эфкан Ала, Турция за все время кризиса в Сирии потратила на беженцев порядка 10 миллиардов долларов.

Международная помощь от организаций и стран составила только около 450 миллионов долларов, а средства от Евросоюза в рамках соглашения еще не поступили. К тому же турецкое правительство хочет получать деньги напрямую, а Евросоюз считает, что они должны сначала перечисляться агентству ООН по делам беженцев и международным неправительственным организациям. При этом деньги Турции будут выделяться под конкретные проекты для беженцев.

Есть проблемы и с возобновлением переговоров о вступлении Турции в Евросоюз, против чего выступает, например, Кипр, северная часть которого с 1975 года фактически оккупировано турецкими войсками.

Угрозу со стороны Турции отказаться от приема нелегальных мигрантов в Евросоюзе восприняли вполне серьезно и начали разрабатывать "план Б". В этом случае ЕС будет договариваться о размещении мигрантов с Грецией, и обещанные Турции 6 миллиардов евро могут быть переданы Афинам. Тогда основным пунктом приема беженцев могут стать греческие острова, с которыми прекратится паромное сообщение. Там же будут рассматриваться заявки на получение убежища, и мигрантов в случае отказа будут выдворять с греческих островов на родину.

В Европе нарастают разногласия между сторонниками и противниками нынешней миграционной политики. С одной стороны, европейские правозащитники опасаются массовых и необоснованных депортаций из Европы, с другой – антимигрантские силы называют это соглашение бессмысленным, поскольку обмен одного нелегального мигранта на одного легального беженца не приведет к изменению их числа в Европе.

Многие эксперты в Европе опасаются, что десятки тысяч людей из стран Ближнего Востока, Африки и Афганистана будут признаны экономическими мигрантами и получат отказ на въезд в Евросоюз.

Это может вновь подтолкнуть их к нелегальному прорыву в ЕС без документов, и они попытаются представить себя сирийскими беженцами, бегущими от войны. Наивно полагать, что в результате соглашения ЕС с Турцией у мигрантов пропадет желание нелегально добираться до Европы при наличии возможности подать законное прошение об убежище с территории Турции. По мнению экспертов, наплыв мигрантов в Европу вряд ли сократится, поскольку они вернутся к испытанному маршруту через Средиземное море вместо Эгейского.

Председатель Европарламента Мартин Шульц видит причину миграционного кризиса в Евросоюзе не в проводимой политике по этому вопросу, а в национализме отдельных государств, которые отказываются принимать беженцев. "Если появляется миллион беженцев, и их распределяют в 28 странах с населением в 500 миллионов человек, то не возникнет никаких проблем", - отметил он.

Сейчас лишь около 10 стран ЕС из 28 готовы принимать участие в переселении сирийских беженцев.

Внутри ЕС растет напряженность, вызванная непропорциональным распределением мигрантов между странами. Например, Венгрия не согласна с планом ЕС ввести квоты на распределение мигрантов по странам и проведет референдум по этому вопросу в сентябре или начале октября этого года.

Агентство ООН по делам беженцев на днях заявило, что действия венгерских властей, которые пытаются не допустить на территорию страны мигрантов, могут идти вразрез с международными конвенциями по правам человека и о статусе беженцев.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще прошлой осенью заявил в интервью немецкой газете «Бильд»: "Европейские политики живут в настоящее время в мире грез. Они не подозревают, какую опасность для нас представляют приезжие. Они не подозревают, каковы масштабы проблемы - речь идет о десятках миллионов человек. Поток бесконечен - из Пакистана, Бангладеш, Мали, Эфиопии, Нигерии. Если мы их всех пустим, то Европа погибнет".

"В результате миграции мусульмане в обозримом будущем станут большинством в Европе. Если Европа допустит соперничество двух культур, то христиане проиграют", - считает венгерский премьер. Он выразил точку зрения, что ради сохранения культурной идентичности Старого Света нужно "перестать пускать мусульман в Европу". "Однако об этом европейские политики говорят неохотно", - указывает Орбан.

Германия в ответ на наплыв незаконных мигрантов ужесточает свою политику. Бундестаг (парламент ФРГ) принял 13 мая решение включить Алжир, Марокко и Тунис в список так называемых безопасных государств. Соискатели убежища из этих стран в дальнейшем будут иметь незначительные шансы остаться в Германии в качестве беженцев, их депортация будет проходить в ускоренном режиме.

По данным еженедельника «Шпигель», расходы Германии на размещение, интеграцию и языковые курсы, социальное обеспечение беженцев, а также на борьбу с причинами миграции в Европу в этом году составят 16,1 миллиарда евро, а к 2020 году ежегодные расходы вырастут до 20,4 миллиарда евро. Предполагается, что в этом году Германия примет около 600 тысяч беженцев, в следующем — почти 400 тысяч, в последующие годы — по 300 тысяч, передает РИА Новости.

Тем не менее канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась в защиту соглашения между ЕС и Турцией по беженцам и заявила, что оно помогает спасать жизни людей.

ЕС должен бороться с причинами бегства и сделать так, чтобы люди вообще не отправлялись в опасное путешествие в Европу, подчеркнула канцлер. "Разумеется, мы - и сейчас это в соглашении с Турцией часто подвергается критике - оказываемся в зависимости", - отметила она. Тем не менее, цитирует ее слова ТАСС, Европа не может "просто изолировать себя и сказать, что то, что происходит вокруг, не интересует нас".

В борьбе с причинами бегства людей приходится нести ответственность за другие страны, "и это можно назвать зависимостью", добавила Меркель. Она напомнила, что с начала года до вступления в силу соглашения с Анкарой на пути в Европу погибли более 350 человек, в то время как с момента его вступления в силу - семь человек. "Спасать жизни и не позволять некоторым набивать свои карманы деньгами: уже только этим оправдывает себя сделка с Турцией", - убеждена канцлер.

Как подсчитала международная организация по делам миграции, на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

В самой Германии продолжается рост антимигрантских настроений, увеличивается число случаев насилия в отношении беженцев.

Федеральное ведомство по уголовным делам Германии в этом году зафиксировало 45 поджогов приютов для беженцев. Оно обеспокоено тем, что акты насилия становятся все более жестокими, и то же время видит риск образования криминальных или даже террористических структур.

Много критики вызвало решение парламента Дании, который в январе этого года принял законопроект, обязывающий прибывающих в страну мигрантов сдавать имеющееся у них имущество, стоимость которого превышает эквивалент 1450 долларов. Датские власти настаивают на том, что новые правила лишь уравнивают мигрантов с гражданами страны, поскольку безработные датчане обязаны продать свою собственность, если ее стоимость превышает определенную сумму, для того чтобы претендовать на получение социальных пособий. Кроме того, правительство принимает и другие меры, чтобы Дания стала менее привлекательной для беженцев и мигрантов в сравнении с другими европейскими странами, например, задерживает воссоединение их семей.

Чиновники Европейского Союза пытаются найти меры, чтобы принудительно распределить беженцев между странами. Так, Европейская комиссия предложила утвердить квоты на прием мигрантов, и страны ЕС должны будут либо принять свою квоту беженцев или заплатить 250 тысяч евро ($285 000) штрафа за каждого непринятого беженца. Но многие страны выступают против этой системы, к тому же реализовать ее очень трудно при отсутствии общей базы данных лиц, ищущих убежища в Европе.

Соглашение ЕС с Турцией можно считать первым шагом на пути решения проблемы беженцев. Это позволило резко сократить число беженцев, пытающихся добраться до Греции, а также начать программу переселения, чтобы, как пишет агентство «Блумберг», по крайней мере, некоторые беженцы из турецких лагерей могли попросить убежища в ЕС. Европейская комиссия должна не только сохранить это соглашение, но и его расширить.

Однако принципиальные разногласия между ЕС и Турцией по вопросу о безвизовом режиме могут свести на нет все усилия конфликтующих сторон.

Вполне возможно, что компромисс в итоге будет найден, учитывая многолетний опыт их взаимоотношений. Президент Турции Тайип Эрдоган на днях выразил надежду, что к октябрю все вопросы по отмене визового режима с ЕС будут решены окончательно. Похоже, он уверен в том, что ЕС вынужден пойти на уступки.

Помимо соглашения с Турцией других механизмов обуздания миграционного кризиса у Евросоюза пока нет. Его приверженность европейским ценностям под вопросом. Или сработает «план Б»?