Счетная палата приостановила проверку Банка Москвы

На модерации Отложенный

Счетная палата приостановила проверку Банка Москвы по просьбе мэра Сергея Собянина и главы ВТБ Андрея Костина. Как пояснил глава СП Сергей Степашин, причина в том, что "идет процесс, связанный с возможным включением этого банка в ВТБ, с тем, чтобы не мешать этому процессу, с тем, чтобы не пугать тех, кто имеет там вклады, юридических и физических лиц". Однако Степашин пояснил, что проверка может быть возобновлена впоследствии: "войдут туда, там и посчитаем".

Это событие позволяет сделать два основных заключения: первое – Банк Москвы наверняка будет отдан государственному ВТБ, и второе – последний скорее всего получит все 100 % акций. Тогда возникает один главный вопрос: что будет с акционерами банка, в первую очередь – иностранными?

Банк Москвы был создан в марте 1995 года столичным правительством в качестве своего "расчетно-кассового центра", через него идут практически все финансовые потоки московских властей. Сейчас капитализация Банка Москвы, входящего в первую десятку финансовых организаций России по объему активов, превышает 5 млрд. долларов.

Новый мэр Собянин выставил на продажу долю московского правительства в Банке Москвы в конце прошлого года. Основным претендентом на актив считается ВТБ, который, как предполагается, выкупит акции столичных властей в Банке Москвы до конца февраля за 90-100 миллиардов рублей. Потом придет очередь остальных акционеров, но весь процесс завершится уже к концу первого квартала года.

Однако ВТБ, проверявший документацию приобретаемого банка в конце прошлого года, сообщал "о ряде странностей" в деятельности Банка Москвы. В частности, эта кредитная организация полностью зависит от бюджетных средств, и у нее нет аудитора из "большой четверки". В ответ в Банке Москвы обвинили ВТБ в том, что он просто пытается занизить стоимость банка перед покупкой.

Но в середине декабря началась комплексная проверка деятельности Банка Москвы Счетной палатой РФ. Самое интересное, что тогда никому в голову не пришло, что эта проверка перед продажей совсем не ко времени. Хотя еще в ноябре министр финансов, глава наблюдательного совета ВТБ Алексей Кудрин впервые объявил, что ВТБ обсуждает возможность покупки пакета столичного правительства в Банке Москвы, то есть 46 % акций. Его слова подтвердил и председатель правления ВТБ Андрей Костин, который намекнул о намерении "полностью присоединить Банк Москвы" к госбанку. Злые языки говорили, что после присоединения Банк Москвы может потерять свое историческое название и стать, к примеру, ВТБ-25.

В конце прошлого года Кудрин уже прямо сообщил, что ВТБ ведет переговоры о возможной покупке всего пакета акций столичного банка, а глава ВТБ Андрей Костин уточнил, что рассчитывает получить 100 % Банка Москвы не позднее первого полугодия 2011 года.

А на прошлой неделе международный инвестбанк JP Morgan опубликовал отчет, согласно которому приобретение ВТБ 100 % Банка Москвы будет осуществлено наличными средствами. По оценкам инвестбанка, ВТБ может потратить на приобретение 100 % Банка Москвы порядка 6-7,5 млрд. долларов. Выводы аналитиков основаны на том, что государство заинтересовано в передаче доли правительства Москвы федеральному банку, а также в увеличении стоимости акций ВТБ накануне продажи. Как считают в JP Morgan, поглощение Банка Москвы даст очень хорошие финансовые результаты ВТБ. Например, если недавнее поглощение ВТБ Транскредитбанка увеличит чистую прибыль группы на 10 % через 3-5 лет, то Банк Москвы увеличит ее еще на 15-20 %.

Однако не обошлось и без "ложки дегтя". В среду, 19 января международное рейтинговое агентство Moody's понизило долгосрочные долговые и депозитные рейтинги Банка Москвы, с прогнозом "негативный". Ранее другое международное рейтинговое агентство – Fitch – также сообщило о понижении рейтингов Банка Москвы, в том числе, долгосрочного рейтинга дефолта.

Такое недоверие зарубежных инвесторов российскому банку, входящему в число самых устойчивых кредитных организаций страны, аналитики рейтингового агентства объяснили отставкой мэра Юрия Лужкова, и вызванными этим кредитными рисками "придворного" банка правительства столицы.

По мнению экспертов Fitch, назначение нового мэра Москвы, кем бы он ни был, все равно несет в себе риск ухудшения отношений между банком и новой администрацией города. Это вызвано тем, что банк имел "тесное сотрудничество" с прежней властью и связанными с ней компаниями.

Конечно, в первую очередь, речь идет о компании "Интеко" Елены Батуриной, у которой теперь возникли большие проблемы. К примеру, во время финансового кризиса летом 2009 года, когда все крупнейшие российские банки терпели бедствие, "Интеко" досрочно вернула кредиты банку в размере 27 млрд. рублей. Но не только подобная "косвенная" поддержка оказывалась банку правительством. В апреле 2010 года Лужков подписал распоряжение о прямой поддержке банка средствами из городского бюджета. Согласно данному распоряжению, из столичного бюджета было выделено 7,5 млрд. рублей на покупку дополнительной эмиссии акций банка. Как было сказано в документе правительства, это делалось "в целях обеспечения стабильного и устойчивого функционирования банка".

Снижение рейтингов Банка Москвы, конечно, оправдано, но странно, что зарубежные инвесторы, охотно вкладывавшие в него свои деньги, прежде не задумывались о возможности такого поворота дел. Как следует из отчета Банка Москвы, перед кризисом акции допэмиссии банка купили ведущие мировые инвестбанки: американский J.P. Morgan, голландский ING Bank, шведский фонд East Capital и банк SEB, австрийский Bank Austria, скандинавский Hansabank, а также инвестбанки Goldman Sachs и Bear Stearns. Правда, потом часть иностранных инвесторов продала свои акции.

Сейчас крупнейшими акционерами банка являются правительство Москвы, владеющее самым крупным пакетом в 46,48 %, а также не слишком понятное ООО "Столичная страховая группа", которому принадлежит 17,32 % акций. Еще 20,32 % капитала банка контролируются "на паях" его президентом Андреем Бородиным и заместителем председателя совета директоров Львом Алалуевым. Что касается иностранцев, то 3,88 % принадлежит инвестбанку Goldman Sachs, а 2,77 % – инвесткомпании Credit Suisse.

Впрочем, на самом деле, как считает начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий, из-за непрозрачной структуры конечных бенефициаров, а также путаницы в структуре акционеров банка, в настоящее время непонятно, в какой степени правительство Москвы контролирует кредитную организацию. "Поскольку банк не публикует список конечных бенефициаров, не исключено, что в их числе могут оказаться члены семьи Лужкова. Это может оказать дополнительное негативное влияние на банк", – полагает эксперт.

Ему вторит аналитик компании "Rye, Man & Gor securities" Владимир Самородов, который утверждает, что 30-40 % кредитного портфеля Банка Москвы было сформировано "при той или иной поддержке столичного муниципалитета", поэтому "уход Лужкова – это ослабление административного ресурса". "Мы видели на протяжении длительного времени, что Банк Москвы любил размещать допэмиссии акций, которые скупали структуры администрации столицы. Думаю, что с отставкой Лужкова такая практика прекратится", – считает аналитик.

Так или иначе, но простым вкладчикам банка можно не беспокоиться. Банк Москвы является "стратегическим" для правительства России, в том смысле, что он занимает третье место среди российских кредитных организаций по объему привлеченных розничных депозитов населения. С 2009 года объем депозитов граждан вырос с 151,2 млрд. до 164,4 млрд. рублей. Так как Банк Москвы входит в систему страхования вкладов, то в случае "форс-мажора" выплачивать компенсации гражданам-вкладчикам придется государственному Агентству по страхованию вкладов. А таких денег в "копилке" АСВ просто нет, и значит, государство не допустит, чтобы новый мэр лишил "денежную банку" Москвы своей поддержки.