Косово и Украина в европейской оптике

На модерации Отложенный

ЕС усиливает давление на Сербию, добиваясь её присоединения к антироссийским санкциям. Белграду предлагается подержать позицию Брюсселя не только по Донбассу, но и по Крыму (притом что «крымского вопроса» не существует, он закрыт волею самих крымчан). То есть от Сербии хотят, чтобы она присоединилась к тем, кто ставит под вопрос территориальную целостность России, всегда выступавшей историческим союзником сербов и твёрдо отстаивающей принцип территориальной целостности Сербии в отношении Косова.

Свои требования Брюссель облек в форму специального заявления верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, сделанного 17 марта, накануне второй годовщины воссоединения Крыма с Россией. Какследует из текста заявления, ЕС «продолжит придерживаться полной реализации своей политики непризнания, в том числе посредством ограничительных мер» и призывает другие страны «рассмотреть аналогичные меры по непризнанию», то есть присоединиться к антироссийским санкциям. 

Особенно примечательно в этом документе положение о том, что «международно-правовой порядок защищает единство и суверенитет всех государств» - притом, что подавляющее большинство стран-членов ЕС признают независимость насильственно отторгнутого от Сербии Косовского края. Как заметил по этому поводу министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич, «нельзя одновременно искать поддержку определенных стран в борьбе в ЮНЕСКО и присоединяться к санкциям против России»…

Пока Сербии удается сохранять свою позицию в вопросе о присоединении к антироссийским санкциям Евросоюза. «Президент, премьер-министр и министр иностранных дел Сербии много раз повторяли, - подчеркнула первый советник постоянного представительства Сербии при ООН Ана Илич, - что Сербия никогда не присоединится к санкциям против Российской Федерации. Наша позиция не изменилась». 

Такая позиция официального Белграда продиктована не только оглядкой на историческую память сербского народа, но и экономическим расчетом. Перевод сербо-российских отношений в «санкционное» русло – худшее, что можно вообразить для национальных экономических интересов Сербии. Международная торговля – это не улица с односторонним движением. Сербия заинтересована не только в экспорте своей сельскохозяйственной продукции в Россию, но и в импорте из России. 

В 2015 году российский сельскохозяйственный экспорт по целому ряду позиций, в том числе по мясу, продемонстрировал впечатляющий рост, и сербская сторона проявила интерес к увеличению закупок российского продовольствия.

Так, по свидетельству генерального директора одного из крупнейших российских производителей индейки компании «Дамате» Рашида Хайрова, его компания уже достигла соглашения об организации поставок в Сербию (притом что основные направления экспорта «Дамате» – Африка и Юго-Восточная Азия). «Убирая границы и расширяя географию продаж, мы снижаем свою зависимость от колебаний потребительского спроса на российском рынке и получаем большую возможность для маневрирования», - говорят в компании.

Не менее важно политическое взаимодействие Белграда и Москвы, о котором шла речь во время визита в Москву президента Сербии Томислава Николича. Как подчеркнул Владимир Путин, у России и Сербии «действительно очень богатая и насыщенная событиями история и очень добрые, подтвержденные этой историей отношения». Вот почему попытки определенных сербских кругов продвинуть заявку на вступление Сербии в ЕС путём ущемления интересов России встречают отпор значительной части сербского общества.

Большинство сербов хорошо понимают суть выбора между Евросоюзом и Россией. Даже официальные социологические службы признают, что за вступление в ЕС выступает меньше половины населения страны (порядка 46 %), а больше половины считают такой курс «неправильным».

На результаты этих опросов влияет и общая неблагоприятная обстановка в Европейском союзе. Какписало недавно польское издание New Eastern Europe, «идеи евроинтеграции в Сербии и в соседних странах не защищены от такой неблагоприятной тенденции, как усталость стран-членов ЕС, вызванная расширением Союза. Имея на руках известное количество неразрешенных кризисов, начиная с миграции и спасения зоны евро и кончая референдумом о выходе Британии, европейские лидеры вполне естественно не хотят новой волны расширения». Эта статья была написана до террористических актов в Брюсселе 22 марта. А что бы сказали журналисты New Eastern Europe сейчас? 

Предстоящие 24 апреля внеочередные парламентские выборы в Сербии явятся в значительной степени плебисцитом по вопросу внешнеполитических приоритетов страны. Евросоюз свои приоритеты в отношении Сербии расставил давно, и расставил так, что Сербия потеряла Косово. Теперь слово за сербами.