Что развивает Минэкономразвития?

На модерации Отложенный

 

Как известно, у нас есть министерство экономического развития России. Оно должно осуществлять выработку и реализацию экономической политики правительства России.

Это министерство является преемником Госплана СССР. Казалось бы, у нас теперь рыночная экономика с невидимой рукой рынка, так какое еще планирование экономики? Тем не менее министерство существует.

Интересно, остался там кто-то из Госплана?

Министерство числит себя со времени декларации независимости РСФСР. Тогда это был Государственный комитет РСФСР по экономике, потом – министерство экономики. Очень недолго это было министерство экономики и финансов, потом, с 2000 года – министерство экономики (финансы отделили в отдельное министерство). Переименование в 2008 году в Минэкономразвития должно было показать, что теперь пойдет развитие. Но что-то пошло не так.

Этим министерством руководили разные люди. Несколько месяцев в далеком 1992-м – Егор Гайдар; три года там сидел Ясин, с 2000-го по 2007 год – Греф, затем на 4 года его сменила Набиуллина, с 2013 года руководит Улюкаев.

Набиуллина теперь руководит Центробанком, а Улюкаев 4 года был заместителем председателя Центробанка, а также заместителем министра финансов, а также заместителем директора института Гайдара.

То есть уже 25 лет тасуется одна и та же колода. Набиуллина, например, была заместителем у Грефа, когда он возглавлял «Центр стратегических разработок».

Каковы результаты их деятельности, мы видим. Различаются эти лица только внешне – и своими хобби. Так Улюкаев пишет стихи и имеет опубликованные сборники. Еще в бытность заместителем министра финансов он очень любил пугать народ дурными прогнозами. Чего-нибудь такое напророчит, а потом оптимистический стишок напишет…

 

Вот и сейчас Улюкаев прогнозирует России 20 лет стагнации.

Разработки долгосрочных планов требует закон о стратегическом планировании: на основе макропрогноза Минфину нужно сделать долгосрочный бюджетный прогноз. Это должно определять приоритеты бюджетных трат и финансирование госпрограмм.

Исходя из прогноза Минэкономразвития до2035 г., экономика будет преодолевать стагнацию все ближайшие 20 лет, но не преуспеет в этом. Выйдя из рецессии в2017 г., она будет расти крайне медленно – в среднем на 2% в год.

Это примерно в 1,5 раза ниже среднемировых темпов: тем самым Россия будет сдвигаться все ближе к бедным странам. В 2021 году удастся преодолеть последствия трехлетнего инвестиционного спада: инвестиции выйдут на уровень докризисного 2013 года, но темп их роста также останется умеренным – в среднем 3,3% ежегодно. Экспорт будет расти примерно на 2% в год, импорт – почти на 4%.

Базовый вариант прогноза исходит из цены нефти в $40/барр. в реальном выражении на весь прогнозный период.

К 2030 г. численность занятых в экономике людей в России сократится на 6 млн. человек, или на 8%. Это – с учетом притока мигрантов в 300 000 человек в год. Занятость упадает прежде всего за счет молодых групп.

При этом ни более дорогая нефть, ни более высокая занятость преодолеть стагнацию экономике не помогут. Для этого нужен рост экономики до более 4% уже в 2019 г.

 

Что делать после таких прогнозов? Выходит, те, кому сегодня 30 лет, увидят свет в конце туннеля в 50? А те, кому сегодня 50, ничего хорошего не дождутся вообще?

Да тут всем впору паковать чемоданы или стреляться. Что, кроме фобий, развивает Минэкономразвития? Зачем нам такое министерство? Зачем держать эту команду плакальщиков? Они надеются только на рост нефти и больше ни на что.

Как переломить ситуацию? Некоторые ученые, например, зампред ВЭБа, бывший замминистра экономического развития, отвечавший за макропрогноз, Андрей Клепач считает, что помогут следующие меры. Опережение мировых темпов за счет перехода экономики на инвестиционную модель роста. Это рост доходов компаний за счет снижения их издержек, улучшение бизнес-климата, поддержки несырьевого экспорта.

Для этого нужен более скорейший рост внутренних инвестиций, сопровождающийся более высоким ростом производительностью труда, более быстрым ростом доходов населения. То есть идея проста: деньги из страны не вывозить, а направлять на развитие собственного производства, повышать зарплаты, улучшать здравоохранение и образование, что позволит увеличить продолжительность жизни.

Еще проще: перестать воровать и безбожно эксплуатировать людей. Но это представляется совершенно недостижимым для нас вариантом.