Шведский капитализм...

На модерации Отложенный

Миф о \"шведском социализме\" широко использовался буржуазной пропагандой в период разрушения СССР и позже. Да и сегодня найдется у нас масса людей, в том числе относящих себя к оппозиции, которые в этот миф уверовали. В ходу разговоры: \"Разве в Советском Союзе был социализм? Вот в Швеции да, живут же люди. И без всяких революций\". Под этим читается лукавая мысль буржуазных пропагандистов, что, дескать, возможно общество всеобщего благоденствия и в рамках капиталистической системы, без всяких социальных потрясений. На самом деле, \"шведский социализм\" не что иное как исторически сложившаяся форма капитализма, сумевшего избежать до поры до времени классовых конфликтов за счет благоприятной внешней конъюнктуры.

Во второй половине ХIХ века Швеция — самая бедная страна Европы. Спасаясь от голода, из нее эмигрировала четвертая часть всех жителей. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1914 году началась Первая мировая война, и у всех воюющих стран обнаружились две тяжелейшие хозяйственные проблемы: нехватка многих видов сырья и нехватка из-за постоянных мобилизаций рабочих рук. А нейтральная Швеция оказалась способной частично восполнить эти нехватки.

Участникам войны понадобились шведская древесина и всевозможные изделия из нее, единственное в Западной Европе месторождение высококачественной железной руды, шведские цинк, нитрит и другие полезные ископаемые. Наконец, не тронутая мобилизациями квалифицированная рабочая сила и сравнительно развитая промышленность. Для Швеции пробил звездный час. Огромные военные заказы подняли шведскую экономику на небывалую высоту. Недавно еще нищая страна вышла в мировые лидеры по производству на душу населения. За счет колоссальных барышей от военных заказов во время войны и после нее значительно вырос жизненный уровень населения и были введены различные социальные гарантии.

Именно тогда начала складываться система \"шведского социализма\". Его сущность в том, что страна, оставаясь в рамках капиталистических отношений, основывает свое благополучие на чужих войнах и иных бедствиях, а сама этих бедствий избегает. Одним из главных условий такого существования является прочный внутренний социальный мир за счет поддержания высокого уровня жизни и системы социального обеспечения. Из представленных в буржуазном обществе сил лучше всего для решения такой задачи подходили социал-демократы; они и правят почти бессменно в Швеции с 1932 года. С того времени обычно и начинают историю \"шведского социализма\".

Социал-демократам удалось установить в стране относительный классовый мир, что позволило ей выполнять накануне и во время Второй мировой войны огромные заграничные военные заказы. В основном, это были заказы гитлеровской Германии. Нейтральная Швеция стала одной из главных экономических опор третьего рейха. Достаточно сказать. что только в 1943 году из добытых 10,8 млн тонн шведской железной руды 10,3 млн тонн отправились в Германию. До сих пор мало кто знает, что в годы войны одной из главных задач ВМФ Советского Союза на Балтике была не только борьба с фашистскими кораблями, но и уничтожение судов нейтральной Швеции, перевозивших грузы для нацистов. За полученные товары гитлеровцы расплачивались со шведами награбленным на оккупированных территориях, больше всего на территории СССР. Так что, когда вам рассказывают про \"шведское счастье\", помните, кто его оплатил.

Свою сказочно выгодную торговлю с нацистами шведы свернули лишь осенью 1944 года, когда близкий крах третьего рейха был очевиден. К тому времени Швеция превратилась в богатейшую страну мира по доходам на душу населения и уровню личного потребления при высоких социальных гарантиях. После войны страна продолжала пользоваться чужими бедами. Швеция неплохо заработала на агрессии США в Корее и Индокитае и других конфликтах. Сегодня Швеция — непременный участник мероприятий ООН по урегулированию локальных войн в различных уголках планеты. Эти мероприятия могут длиться десятилетиями, войны то затухать, то вспыхивать вновь, а кто-то за тысячи километров получать свои дивиденды.

Шведскому капиталу выгоден социальный мир у себя дома и потому он старается по возможности избегать конфронтации классов и групп. Пока что это ему более или менее удается, что вызывает зависть конкурентов. Ведь несбыточная мечта любого капиталиста в любой стране — наживаться без всяких ограничений и в то же время не порождать классовые конфликты. А \"шведский социализм\" дает иллюзию воплощения буржуазной мечты.

Так что вывод очевиден. Не существует никакого \"шведского социализма\". Существует капиталистическое общество с высоким средним жизненным уровнем и высокими социальными гарантиями как результатом дележки сверхприбылей, полученных от эксплуатации чужих несчастий. Такой \"социализм\" крайне неустойчив и крайне опасен. Да и невозможен для тех, кто бы вздумал последовать шведским путем.

В мире, кроме Швеции и нескольких карликовых государств вроде Лихтенштейна, есть только одна страна, что извлекает выгоду из бедствий остального человечества, опираясь на свой нейтралитет. Это Швейцария. На остальных чужих бед уже не хватает.

Источник: proriv.moy.su

Бедные становятся в Швеции всё беднее, богатые — всё богаче.

Об этом здесь, где давно уже был построен уютный и просторный дом для среднего класса, говорят в последние годы часто как о серьезной проблеме. Новое исследование, проведенное Центральным объединением профсоюзов Швеции, показывает, что в структуре доходов шведского населения произошли за полтора десятилетия изменения просто драматические. Вот главные выведенные цифры: за период с 1991 по 2007 год, а именно этот период был объектом исследования, самая богатая десятая часть шведского народа повысила свои доходы почти вдвое — на 88 процентов. За это же время доходы беднейшей десятой части шведских подданных увеличились лишь на 15 процентов.

То есть богатые получают от общего пирога всё больше — и гораздо больше, в ущерб бедным. Эти красноречивые цифры опубликованы сегодня на дискуссионной странице газеты «Дагенс Нюхетер». В стране, претендовавшей долгое время на создание самого справедливого, равноправного и в то же время богатого общества, что, заметим, во многих отношениях удавалось до начала 80-х годов, — в этой стране произошел перелом и начали действовать обратные процессы расслоения на богатых и бедных.

Тут надо отметить, что эти процессы увеличения разницы в доходах населения характерны не только для Швеции, но и для большинства индустриально развитых стран. Но это радует мало. Эксперты Центрального объединения профсоюзов Швеции отмечают, что наиболее тревожным результатом исследования оказалось методичное и всё более явное отставание самых слабых групп общества. Говорит автор исследования и статьи в «Дагенс Нюхетер» Ирене Веннему.

- Прежде всего, это люди больные, безработные и те, кто вынужден был выйти на пенсию раньше времени. В этой группе произошли наиболее разительные изменения.

Подсчитано, что за указанный период доходы людей безработных, больных, вышедших на преждевременную пенсию по состоянию здоровья увеличивались всего на 0,86 процента в год. В то же время средние доходы бизнесменов и фермеров увеличивались несравненно более быстро — на 4,4 процента в год. Идет, таким образом, перетекание доходов от тех, кто не может работать или кому не удается получить такую возможность, к тем, кто эту возможность имеет. \"Однако всё больше людей, особенно в результате текущего кризиса, начали понимать, что безработица и болезни — это не только то, что случается с другими людьми, а имеется опасность и самому туда попасть\", — я цитирую статью в «Дагенс Нюхетер». Позволить доходам людей больных, безработных и пенсионеров так отставать от доходов трудящихся — это значит наносить урон надежности существования для всех.

Материал Сергея Карлова
sr.se/cgibin/International/nyhetssidor/amnessida.asp?programID=2103&Nyheter=0&grupp=6685&artikel=3293674

Юхан Виман: «Никакого социализма в Швеции нет. У нас — шведский капитализм...»

В прошедшем в Риге 24 октября съезде Социалистической партии Латвии участвовали представители левых партий из стран Евросоюза и России. Учитывая нынешнюю роль, значение и влияние на Латвию такой страны как Швеция «Час» решил поинтересоваться, что думают о сложившейся ситуации представители шведских левых. Наш собеседник — член руководства Коммунистической партии Швеции Юхан Виман.

- Юхан, Швеция для многих в нашей стране долгое время была в некотором смысле образцом и примером для подражания. Со своей стороны, в отношении Балтии Швеция занимала как бы покровительственную позицию. Сегодня из-за роли шведских банков в развитии кризиса ситуация, кажется, несколько изменилась...

- Да, в последнее десятилетие крупнейшие шведские банки заняли доминирующее положение на кредитном рынке Балтии и занялись совершенно безответственным кредитованием, направленным только на получение быстрой прибыли. Существует широко распространенное среди шведских экономистов и политиков мнение, что именно такое поведение шведских банков усугубило течение кризиса в балтийских странах и в том числе Латвии.

- Но почему возникли такие негативные последствия, ведь кредитованием банки занимаются везде?

- Так работает вся капиталистическая система, но мы-то приёмы своих банкиров очень хорошо знаем... Мы знаем, какие олигархи стоят за тем или иным банком, чьи интересы они обслуживают и к каким целям на самом деле стремятся. Впрочем, и в Швеции ситуация в банковской сфере очень напряженная, не в последнюю очередь из-за того, что банкиры боятся потерять деньги, вложенные в Латвию, боятся девальвации лата. Например, Swedbank половину кредитных потерь несет из-за стран Балтии, хотя его кредиты в Латвии составляют всего 5% от общего объема.

- Коснулся ли кризис как таковой самой Швеции?

- Да, конечно, хотя и не в такой степени, как Латвии. Но падение внутреннего продукта составило 5%, уровень безработицы прогнозируется до 11%. Кроме банковской системы наиболее серьезно положение в автомобилестроении, уволены тысячи рабочих, такие известные компании как Saab и Volvo стоят на грани банкротства. Уже имели место выступления недовольных и забастовки.

- А как же знаменитый «шведский социализм»?

- Увы, никакого социализма в Швеции нет. У нас — шведский капитализм...

- Но, согласитесь, что в вашей стране очень высокий уровень социальных гарантий и прав тех же наемных работников.

- Во-первых, эти социальные гарантии — не подарок «добрых капиталистов», это результат борьбы рабочих за свои права. Во-вторых, уровень социальной защищенности стал ощутимо снижаться после разрушения СССР, когда у наших капиталистов и политиков пропала необходимость своеобразного идеологического соревнования и угроза социального недовольства по результатам этого соревнования. Особенно усилились процессы социального реванша после вступления Швеции в Евросоюз с господствующими там неолиберальными рыночными концепциями.

- Вернемся к ситуации в Латвии. Мы знаем мнение шведских банков, экономических аналитиков и министров. Как ее оценивают шведские левые?

- Как очень сложную. Шведские банкиры хотят, чтобы шведское правительство защищало их интересы, и мы все видим, какое давление оказывается на Латвию. Да, Швеция вместе с Евросоюзом и МВФ предоставляют кредиты вашей стране. Но как — на условиях жесточайшего сокращения финансирования социальной сферы, уменьшения зарплат и прочих мер, неизбежно ведущих к ухудшению жизни народа.

Любопытный парадокс: наши политики — и социал-демократы, и правые — во времена холодной войны были активными сторонниками латвийской независимости и много кричали о свободе латышского народа. А сегодня эти же политики вместе с МВФ стараются выжать из этого народа последние соки. Его права и его независимость больше никого не интересуют, как и разговоры о демократии и свободе. Этих господ интересуют только их прибыли!

Но мы хотим, чтобы латвийцы знали: мы против экономического и политического шантажа Латвии, мы сегодня на стороне латвийского народа, а не банкиров.

- Несколько месяцев назад один молодой человек организовал у нас в интернете демонстративную акцию за присоединение Латвии к Шведскому королевству. Скажите, Юхан, как бы вы отнеслись к такому объединению?..

- Была такая акция? Я о ней не слышал... Но, боюсь, что простые латвийцы таким образом свои проблемы не решили бы. Впрочем (смеется), я не против, давайте, присоединяйтесь! Будем бороться вместе.