О целесообразности военного вмешательства РФ в Киргизии

На модерации Отложенный

Столкнувшись с гуманитарной катастрофой, Киргизия оказалась перед угрозой гражданской войны, территориального распада и утраты собственной государственности. Геополитическое положение республики, граничащей с тремя из четырех остальных государств Центральной Азии и нестабильным Синьцзяном, делает ее детонатором, способным взорвать ситуацию во всем регионе. В киргизский конфликт уже вовлечен Узбекистан, принявший десятки тысяч узбекских беженцев, и Таджикистан, граждан которого киргизские спецслужбы подозревают в провоцировании беспорядков. Если беспорядки перекинутся на север Киргизии, в конфликт будет вовлечен и Казахстан. «Мы… стоим перед угрозой исчезновения республики и передела ее внешнеполитическими игроками, переформатирования всей Центральной Азии», - говорит известный киргизский политолог Марс Сариев.

В первые дни беспорядков единственный выход противоборствующим сторонам виделся в том, чтобы пригласить миротворческие силы, лучше всего – российские. О вводе миротворческих сил заговорили и во временном правительстве. 12 июня оно официально попросило Россию ввести в зону конфликта войска. Однако еще 11 июня президент РФ Д. Медведев заявил, что исключает применение сил ОДКБ в связи с обострением ситуации в Киргизии. «Все проблемы, с которыми сталкивается Киргизия, коренятся внутри этой страны», - отметил Д.Медведев. После официального обращения Киргизии с просьбой о вводе войск эту позицию вновь зафиксировала пресс-секретарь президента РФ Н. Тимакова. При этом в Киргизию был переброшен усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ, который вместе с двумя ротами десантников, переброшенных в республику после падения в начале апреля режима К. Бакиева, должен выполнять задачи по охране российских военных объектов и соотечественников.

По вопросу о том, следует или нет вводить войска в Киргизию, в России есть две противоположные точки зрения. Одни говорят, что военное вмешательство неизбежно, так как в противном случае никакие заявки России на исключительные интересы и зону влияния на территории бывшего СССР восприниматься всерьез не будут. Другие призывают вводить войска лишь в самом крайнем случае.

О необходимости срочного ввода войск 14-го июня заявил корреспонденту радио «Свобода» бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, отметивший, что беспорядки в Киргизии представляют угрозу для всего региона.

Мнение о том, что вводить войска следует лишь в самом крайнем случае, отстаивает первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ К. Затулин. Схожей точки зрения придерживается депутат Госдумы, член комитета по международным делам С. Багдасаров. На возможные негативные последствия ввода войск указывает руководитель Центра балканских, кавказских и центрально-азиатских исследований Института всеобщей истории РАН Артем Улунян. При проведении военной операции как среди миротворцев, так и среди мирного населения «… рано или поздно будут какие-то новые жертвы», заявил он, а это «будет зафиксировано в народной памяти, и как показывает история - надолго».

На Западе перспектива введения в Киргизию российских войск вызвала замешательство. По мнению ряда американских СМИ, успешное осуществление российской миротворческой операции в Киргизии может угрожать дальнейшему функционированию на территории республики американской авиабазы. В то же время на просьбу временного правительства об оказании военной помощи США ответили отказом, причем просьба эта, как пояснила в интервью «Коммерсанту» Роза Отунбаева, касалась передачи киргизским военным бронированных машин с авиабазы «Манас», в которых они остро нуждались.

На данный момент план помощи Киргизии со стороны ОДКБ включает предоставление авиации, техники, военного транспорта, спецсредств и консультации специалистов по предотвращению массовых беспорядков. По словам Р. Отунбаевой, Россия, возможно, согласится взять на себя охрану стратегических объектов, в первую очередь водохранилищ и гидроэлектростанций, от функционирования которых зависит безопасность всего региона. Сможет ли Киргизия стабилизировать ситуацию без иностранных войск, станет ясно в ближайшее время – после того, как 27 июня пройдёт референдум, призванный легитимировать временное правительство. В этот день, по прогнозам киргизских спецслужб, возможны беспорядки в северных областях.