1812 год. Казаки

На модерации Отложенный

Во время Отечественной войны 1812 года казаки сыграли решающую роль, несмотря на то, что в те годы эти войска созывались только на время войны.

С 1805 года лишь одно Войско Донское выставляло до 80 конных полков. А общая численность всех мобилизованных казаков достигала 120 тысяч. Казаками называли конные полки крымских татар, башкир и калмыков. Еще существовали казачьи части в императорской гвардии. В 1796 году был сформирован Казачий лейб-гвардии полк, при дворе служила и Уральская лейб-гвардии сотня.

К началу наполеоновских войн казаки - это универсальный род вооруженных сил. Это и обученная легкая кавалерия, одна из лучших в Европе, и лучшая разведка, и выносливая пехота. Так, при штурме Измаила Суворов отправил две колонны казаков к стенам крепости в пешем строю.

Каждый казак был свободным человеком, на территории казачьих войск не распространялось крепостное право. Казак, как и все крестьяне-земледельцы того времени, подчинялся общине, был подотчетен станичному сходу и атаману. Перед лицом общества казак всегда должен был выглядеть достойно. Трусость, предательство, воровство - об этом могла узнать родня в станице, тогда позор навеки. Неудивительно, что среди казаков не было дезертиров, в отличие от остальной армии. Беглый мог уйти на Дон, а куда уйти донцу? Казак всегда в общине, всегда на виду.

Именно казачий атаман - полковник по станицам - в случае войны набирал свой полк. Полки не попадали под армейскую нумерацию, а получали свои названия по имени командира. Так и возникла путаница, которую не могут разрешить вот уже 200 лет.

Рассказывает Виктор Безотосный, кандидат исторических наук, заведующий отделом Государственного исторического музея: \"Это такой социальный слой, который поставлял командные кадры. Скажем так, казачья аристократия. И там было огромное количество Лавайских, Грековых. Как правило, они назывались - Донской казачий Барабанщикова второго полк, Донской казачий Поздеева второго полк, Донской казачий Гревцова девятого полк. Некоторые полковые командиры гибли, кто-то заболевал, кто-то выходил в отставку, и потом некоторые полки сливались\".

Каждый казак являлся на службу со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием, обязательной пикой и двумя лошадьми: одна - верховая, для боя, вторая - для обоза. Обоз, который у казаков назывался \"кошем\", был самый мобильный, в нем не было телег, были только вьючные лошади. Поэтому перемещаться он мог так же стремительно, как и летучие казачьи разъезды.

Рассказывает Виктор Безотосный: \"У них были своеобразные приемы. Во-первых, более эффективное несение сторожевой службы, разведочной службы. Потом, перед 1812 годом, были проекты разных военных действий. И полполковник Черкевич, один из руководителей русской разведки, предложил даже бросить в рейд через герцогство Варшавское, через Польшу на север Германии десять казачьих полков. И он на полном серьезе говорил: \"Им не нужно обеспечения никакого\". Почему? Потому что они сами найдут, как пропитаться, как найти все необходимое для того, чтобы есть\".

В \"кошевых\" выбирали самых опытных и смелых, ведь в коше все богатство полка.

Рассказывает Виктор Безотосный: \"Для коша выделялись самые опытные казаки, и я не знаю ни одного случая, чтобы противник захватывал кош. Хотя искал специально, но не нашел. Потому что все самое ценное казаки сохраняли, начиная от питания, от которого зависел полк, кончая тем, что взято в бою. Все, что было взято в бою, называлось \"дуваном\". И вот после боя дуван дуванили\".

Далеко не у всех казаков была форма, скроенная по типу русской народной одежды: синий или темно-зеленый полукафтан, заправленный в шаровары. Чекмень, длинный кафтан без пуговиц, надевали в холодное время года. Носили черные овчинные или смушковые шапки (папахи) с суконным разноцветным шлыком (выкидом), который, как у гусар, был загнут на правую сторону. Шапку украшали белый этишкет и остриженный султан. Узда и нагрудник для коня были без украшений, седло обыкновенное казачье. До 200 казаков в полку имели ружья, остальные - сабли и пики.

У каждого казака было по два пистолета.

Со дня перехода французов через Неман, казакам не довелось совершить особо выдающихся боевых действий. Калмыцкая конница летучими отрядами прикрывала подходы к Петербургу, с юга казачьи разъезды отбивали наседавшую на отступающие русские полки французскую кавалерию. В самом Бородинском сражении в распоряжении Кутузова находилось всего 7 тысяч всадников иррегулярной конницы. Это были 9 полков Донского войска под командованием генерала Матвея Платова. Они-то и были отправлены во французский тыл в самое кризисное время битвы: французы вот-вот должны были захватить батарею Раевского.

По словам Виктора Безотосного, Платов незаслуженно стал одним из немногих генералов, кто не был представлен к награде за Бородино: \"Ни Уваров, ни Платов друг другу не подчинялись, действовали самостоятельно, не получили никакой задачи атаковать. Обычно, знаете, ставится задача атаковать: взять любой ценой или имитировать атаку, оттянуть на себя силы - разные бывают боевые задачи. Задачи никакой не было поставлено. Но они совершили этот рейд. Их отбили. Они вернулись благополучно. И из всех полных генералов только Платов и Уваров не получили награды за Бородинское сражение. Платов вообще не получил никакой награды, ему титул дали именно в 1812 году, но ни одной боевой награды нет. В 1813 году его награждали за менее значимые какие-то дела\".

Матвей Платов, основатель казачьей столицы - Новочеркасска, родился в 1753 году. Отличился в русско-турецких войнах. Стал полковником в возрасте 23 лет. В 1797 году был обвинен в заговоре против Павла I, сослан в Кострому, затем заключён в Петропавловскую крепость, где отсидел 3 года. Но вскоре возглавил самое авантюрное предприятия Павла - поход в Индию. Но дойдя до Оренбурга, Платов был возвращён обратно. С 1805 года Платов - участник всех главных сражений наполеоновских войн. Дружба с английским генералом Робертом Томасов Вильсоном делает Платова знаменитым в Европе. Благодаря заступничеству Вильсона, Платов, который после Бородино снят с должностей, возвращается в армию. На его счету освобождение Смоленска, Аустерлиц и сорвавшаяся попытка захвата Наполеона. После заграничных походов Платов получает титул графа. Похоронен в 1818 году в Новочеркасске.

В век доживающих рыцарских традиций тактика казаков вызывала ярость у противника. Казаки никогда не атаковали в лоб, всегда исподтишка, стремительно. Французы в этой \"степной сшибке\" видели трусость и низость.

Вот как описывал казаков в 1812 году французский кавалерийский генерал Шарль Антуан Моран: \"Этим диким всадникам совершенно неизвестны наши подразделения, правильное равнение, сомкнутость строя, которым мы придаем такое значение. Каждый день казаки появлялись длинными линиями на горизонте, а их смелые наездники подъезжали к самым нашим рядам. Мы строились и шли этим линиям навстречу. В ту минуту, как мы к ним подходили, они пропадали. Но час спустя, когда мы кормили лошадей, нападение возобновлялось, и опять появлялись эти черные линии, повторялись те же маневры и с теми же результатами. Таким образом, утомилась и растаяла храбрейшая конница - в борьбе с людьми, которых она презирала\".

Подсчитано, что в Отечественную войну 1812 года казаки взяли в плен около 90 тысяч вражеских солдат и офицеров, отбили 300 орудий. Именно они отбивали многочисленные французские обозы с награбленным в Москве добром, а затем \"дуванили дуван\" - делили захваченное. Интересно, что Платов позже пожертвует огромные деньги на строительство Казанского собора. Эти средства - часть отбитых богатств из московских храмов, которые достались казакам. Такой вот круговорот. Казаки дошли до Парижа, их дикие орды с испугом и восторгом встречала вся Европа.

Сегодня в Нагайбакском районе Челябинской области существует село Париж. Соседние села носят имена европейских городов - Кассель, Лейпциг, Арси, Берлин. Дело в том, что казаки-нагайбаки, составлявшие отдельный полк, просто назвали свои станицы по именам городов, где им довелось поить своих низкорослых степных лошадок.