Почему в России \"ручное управление\"

Сегодня, 14 сентября, Дмитрию Медведеву исполняется 45 лет. В день рождения президента \"Известия\" решили проанализировать, почему для решения даже элементарных вопросов в нашей стране требуется вмешательство главы государства. Без личного указания президента чиновники не решались, например, делать ремонт детского инфекционного отделения в рязанской горбольнице N 11. Такого рода \"ручное управление\" стало чуть ли не нашей традицией.

Быть президентом в России, наверное, особенно тяжело, поскольку проблем, которых в упор не видят его подчиненные, много. Так, Медведев показывает личным примером, что губернаторам надо ходить в магазины и следить за ценами на продукты.

- Президент вынужден все время переводить систему на \"ручное управление\", - говорит заведующая лабораторией политических исследований Высшей школы экономики Валерия Касамара. - Получается, что в России глава государства не только определяет основные направления внутренней и внешней политики, но и опускается на уровень ниже и становится, условно говоря, управленцем местного масштаба.

Причиной того, что в XXI веке президент вынужден поправлять ремесленников, Касамара считает недоразвитость государственных институтов. Скажем, контакт федеральных и региональных ведомств зачастую невозможен без подзатыльника \"сверху\". \"Ничего не будет, пока их в ручном режиме не сведешь вместе, не сцепишь в единый механизм, не заставишь работать друг с другом, чтобы они не делили полномочия или, напротив, не уходили от ответственности\", - отмечает замдиректора НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский.

- Слаб и общественный контроль за чиновниками, которых в итоге приходится контролировать самому высшему начальству, - говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Слаба исполнительская дисциплина. Вот такой парадокс. Вроде есть вертикаль власти, но, с другой стороны, в рамках вертикали можно успешно заниматься имитацией деятельности, сдавая при этом прекрасные отчеты.

Проблема не только в том, что государственная машина похожа на отечественный автопром, то есть пока не стукнешь - не поедет. Чиновники могут видеть проблему, но долго будут ждать сигналов из центра, опасаясь принимать самостоятельное решение. \"В целом ряде случаев отдельным звеньям госаппарата исключительно выгодно отказаться от ответственности и переложить ее на более высокий уровень принятия решений\", - отмечает председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

Наглядный пример - уголовное дело по факту смерти в СИЗО юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, которое было возбуждено только после вмешательства президента. Феномен, когда чиновники ждут указки \"сверху\", эксперты объясняют еще и тем, что у нас не до конца прочерчен принцип разделения властей, а также склонностью к персонализации власти. Высокое доверие к лидерам и низкое доверие к институтам власти (парламенту, ведомствам) нередко вызывают у чиновников, если хотите, своеобразный комплекс неполноценности.

- У нас всегда все решалось на самом высоком уровне, это было и в советские времена, и после развала СССР, - говорит заведующая кафедрой политической психологии МГУ Елена Шестопал. - К сожалению, этот дефект нашей системы управления сохраняется до сих пор. Думаю, это родовая, наследственная особенность. Медведев, конечно, не является сторонником такой системы управления. Так же как и Путин. Это то, с чем им приходится иметь дело по факту, поскольку на них скидывают свои обязанности, боясь ответственности, нижестоящие лица.

Доцент Высшей школы экономики Алексей Титков и Валерия Касамара, напротив, полагают, что \"ручная\" система создавалась во многом Владимиром Путиным в бытность его президентом. Показать, что под личным контролем главы государства находится даже водопровод для хутора Ставропольского края, - это ведь именно путинский фирменный стиль. Медведев же, став первым лицом, вынужден был искать свой подход к контролю за бездействующей бюрократией. И он его нашел: поручения губернаторам Медведев дает не в ходе телемостов, а по сообщениям блогеров.

Как бы то ни было, эксперты едины во мнении, что \"ручное управление\" съедает слишком много времени руководителя и по большому счету не выгодно никому. Не случайно Медведев регулярно распекает подчиненных, требуя от них исполнительской дисциплины (по данным Контрольного управления президента, в первоначально установленный срок выполняется лишь каждое пятое поручение главы государства), критикует их за пустые отчеты (\"Проблемы важнейшие, а слушать невозможно\", - писал он в \"Твиттере\"), а также пытается научить их самостоятельно реагировать на проблемы людей.

- Понятно, что на уровне \"ручного управления\" одновременно невозможно заниматься большим количеством дел, - говорит Дмитрий Бадовский. - Есть некий круг вопросов, который в руках помещается. Это и есть предел. Поэтому высшая власть по определению заинтересована в том, чтобы бюрократия работала.

Ее пытаются будить. И сейчас на примере пожаров и цен на продукты мы видим, что Медведев и Путин пытаются ситуацию разворачивать в сторону того, чтобы институты власти, в том числе местной, работали без лишнего окрика.

Еще один верный способ разбудить бюрократа - убрать кресло из-под него. Отставки следовали практически после каждого громкого дела, которым был вынужден заняться лично Медведев. Это серия отставок и высокопоставленных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (после смерти Магнитского), и целого ряда офицеров Военно-морского флота России (после пожара на его базе в Московской области близ Коломны).

- Медведев ведет себя резче, чем Путин, - считает руководитель сектора изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. - Путин отправлял в отставку не сразу после ЧП, а через какое-то время. Медведев, когда что-то происходит не так, увольняет сразу и чаще. Это его стиль. Он понизил пенсионный возраст для чиновников, обновил региональную элиту, привлек туда много молодых людей, подвинув 60-летних.

Регулярная реакция Медведева на выступления общественности - тоже предостережение чиновникам. Отставка Георгия Бооса с поста губернатора Калининградской области из-за низкого рейтинга и приостановка прокладки дороги через Химкинский лес тому подтверждение.

- Посыл многих отставок последнего времени, скорее, назидательный, - полагает Бадовский. - То есть Медведев увольняет чиновников за нарушения, недоработки, халатность и так далее, но смысл не только в том, чтобы наказать этих людей, но и в том, чтобы дать сигнал - такое поведение, такая расхлябанность недопустимы. Это воспитательная, дисциплинирующая для всего госаппарата вещь. Помимо кадровых выводов.

Быть каждый день дежурным по стране президенту трудно, но изменить традицию еще сложнее в силу того, что это особенность нашей демократии, ее \"родимое пятно\", если угодно. Алексей Макаркин обращает внимание на то, что \"ручное управление\" пронизывает все ветви власти: губернаторы и министры не пошевелятся, пока в проблему их не ткнет носом президент, ну а самим губернаторам в рот смотрят мэры и главы районов, тем, в свою очередь, главы деревень.

- Не то что президент или премьер, а глава региона или мэр может потребовать от подчиненных, чтобы сделали в срок и как надо, - говорит Макаркин. - И ведь отчитаются в срок. Отчет-то будет хороший. Хотя на самом деле ничего не изменится. По этим правилам живут все уровни. Причем каждый уровень недоумевает, когда узнает, что его вводят в заблуждение на уровне ниже.

- Поправить как-то эту \"прекрасную\" систему можно? - спросили эксперта \"Известия\".

- Трудно, въелось это, - ответил Макаркин. - Проблема в менталитете, его и надо корректировать. Но период Александра II показал, что это возможно. Тогда, во время великих реформ, выросло новое поколение образованных молодых администраторов (Головнин, братья Милютины), гражданская служба стала престижной. Нужно, чтобы и сейчас пришло поколение, которое почувствует, что очковтирательство неприлично, что нельзя обманывать доверие руководства.

Пять важных решений, принятых благодаря личному вмешательству Дмитрия Медведева

1. Возбуждено уголовное дело по факту смерти в СИЗО юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского (по статьям \"неоказание помощи больному\" и \"халатность\"). А по итогам служебной проверки Медведев уволил 20 высших руководителей ФСИН и 16 тюремных начальников, в том числе главу СИЗО \"Матросская Тишина\".

2. Приостановлено строительство трассы через Химкинский лес. До этого на протесты экологов и общественности (их позиция - лес нельзя вырубать, поскольку он спасает Москву от экологических катастроф) никто внимания не обращал. Медведев по сути заставил чиновников проанализировать ситуацию еще раз, в том числе рассмотреть альтернативные проекты.

3. Депутаты Госдумы стали посещать пленарные заседания. Поправки в регламент, ужесточившие дисциплину, Госдума приняла только после того, как Медведев пристыдил парламентариев-прогульщиков в \"Твиттере\". \"Просто стыдно смотреть на пустые кресла. На работу надо ходить\", - написал он.

4. На Красной площади разрешили вести профессиональную фотосъемку. Снять ограничения (любительской камерой снимать было можно, а профессиональной нельзя) Медведева попросил блогер. После поручения президента Федеральная служба охраны сняла курьезный запрет, теперь фотографировать Красную площадь и окрестности можно без специального разрешения комендатуры Кремля.

5. Работникам \"Русского вольфрама\" выплатили зарплату, а сам комбинат, который простаивал несколько месяцев, вновь заработал. Люди, живущие в поселке Светлогорье Приморского края, били тревогу несколько месяцев. Долг по зарплате им был погашен ровно в тот день, когда Медведев жестко указал на эту проблему полпреду и губернатору.

Источник: http://www.izvestia.ru/politic/article3146073/

12
3344
0