Цены на белорусские продукты только начали расти

На модерации Отложенный

Александр Лукашенко требует в ноябре-декабре остановить «шальное ценообразование на продукты питания». Но выполнимо ли требование главы государства, если, как считают эксперты, у цен на отечественные продукты питания есть все основания расти и дальше?

О необходимости сдерживать цены Лукашенко заявил 15 ноября в Борисове в ходе рабочей поездки в Минскую область. «Стратегия такова, что это шальное ценообразование к декабрю надо прекратить», - сказал глава государства.

По его словам, отчасти проблема с ростом цен заключается в том, что в Беларуси практически нет антимонопольного законодательства, а потому продавцы порой могут безнаказанно договариваться о стоимости того или иного товара: «За это на Западе мгновенно отворачивают голову, а у нас все это возможно. Вот откуда все это ценообразование».

«Поэтому всё, разбой закончился. С чем мы к новому году придем? Все это в ноябре-декабре мы должны зачистить. Надо все-таки на людей смотреть больше. Конечно, люди должны шевелиться, работать, но и нельзя людей каждый день убивать этими ценами», - подчеркнул Лукашенко.

Экономист Александр Синкевич отмечает, что в Беларуси большая часть экономики является государственной и действительно монополизированной: «Если посмотреть на уровень цен, есть примеры, когда на продукты питания цены у нас выше, чем в соседних странах, где есть конкуренция. Поэтому я не исключаю, что предприятия, находящиеся в ведомстве какого-то министерства, могут поднимать цены на свои товары, а контролирующие органы закрывать на это глаза. Когда чиновники в своих руках имею рычаги волюнтаристского управления ценами, они ими пользуются».

Выходит, что сначала власти не давали развиваться в стране частному сектору, конкуренции, сдерживали реформирование экономики, а затем начали критиковать себя же за создание госмонополии.

Получается, как у классика - унтер-офицерская вдова сама себя высекла, отмечает Синкевич и обращает внимание, что в последнее время стало чуть ли не нормой, когда принимаемые экономическим блоком правительства решения критикуются верховной властью уже на следующее утро.

«Мне данная ситуация напоминает конец СССР, - отмечает Александр Синкевич, - когда в 80-е годы делились активы. В 90-е происходило документирование разделенного. У нас кланы чиновников сейчас тоже договариваются, кому что достанется, и используют президента в качестве арбитра в своих будущих имущественных спорах. Получается, что один клан говорит, что вот эти плохие чиновники повышают цены. Другой клан говорит о том, что кто-то плохой проводит либерализацию. В результате у них неплохо получается выставить Лукашенко в роли позднего Горбачева».

И все же, реально ли сдерживать цены?

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов обращает внимание на такой фактор, как энергоносители, доля которых в структуре себестоимости любого товара составляет 11-15%.

Совсем недавно в десятый и можно ожидать, что не в последний раз подорожал бензин. Это означает, что цены на продукты также увеличатся.

«Цена на бензин поднялась на 7%, а должна подняться на 35%, чтобы стать более-менее приемлемой для производителей этого топлива, - отмечает Маргелов. - Соответственно, себестоимость любой продукции в нашей стране будет увеличиваться. В противном случае предприятия будут работать себе в убыток, а значит, придут к закрытию».

Если бы макроэкономическая ситуация была стабилизирована, рост курса доллара остановлен, цены на услуги предприятий-монополистов стабильны, тогда можно было сказать, что для роста цен нет оснований. «Однако пока это не так», - говорит Виктор Маргелов. Существует также ряд социально значимых товаров, цены на которые государство контролирует, что приводит к перебоям с поставками на рынок. В результате появляются дефицитные товары. Таким товаром летом было мясо. Теперь вот борисовские спички, которые днем с огнем не сыскать.

Таким образом, считает Виктор Маргелов, экономика навряд ли откликнется на призыв остановить рост цен.

«Есть еще мощные факторы, которые заставят цены расти. Причем речь идет именно об отечественной продукции. В ценообразовании на импортные товары как раз есть предпосылки для снижения цен, что связано с существовавшим ранее до определения единого курса доллара преднамеренным увеличением цены. Сегодня есть относительная уверенность в том, что за неделю курс не увеличится до 10-12 тысяч рублей. Поэтому импортерам необязательно закладывать такие значительные риски, как ранее. И для оборота они могут снизить цены на некоторые импортные товары. Хотя для нас это все рано будут заоблачные цены».

Вместе с тем, чтобы остановить рост цен на белорусские товары, рычаги есть. Например, остановить цены может размер зарплат. Если покупатели не смогут заплатить определенную цену за товар, значит, она не будет расти. Продавец либо продает по цене, по которой покупают, либо закрывается.

«Это мощный способ регулирования цен. Могу сказать по опыту своей работы, что на этот счет проявляется беспокойство мясокомбинатов. Если несколько месяцев назад, пока цены на мясо были низкие, они не хотели общаться с отечественной торговлей, теперь активно предлагают свою дорогую продукцию. Между тем люди не в состоянии приобретать мясо за 50-70 тысяч рублей», - отмечает эксперт.

Второй рычаг - это стабильные цены на услуги монополистов: «Электроэнергия, бензин и коммунальные платежи должны стабилизироваться, что пока нереально. Их можно сдерживать временно, делая предприятия убыточными. Однако тогда мы можем остаться без света и воды. Исходя из сложившейся ситуации, мы полностью поддерживаем позицию правительства, которая заключается в 20% инфляции на следующий год и росте ВВП в размере 1,5% с основной задачей стабилизировать макроэкономическую ситуацию (стабильный курс доллара и услуг предприятий-монополистов). Это повлечет за собой стабилизацию в стране».

Вместе с тем напомним, что прогноз социально-экономического развития на 2012 год, который был одобрен на последнем заседании Совмина, Лукашенко резко раскритиковал.