Спецслужбы Беларуси опасны для гражданского общества

На модерации Отложенный

В белорусском интернете обсуждается заявление координаторов "Революции через социальные сети" (РЧCC), которые по примеру экс-кандидата в президенты Беларуси Алеся Михалевича рассказали о вынужденном согласии на сотрудничество с КГБ.

Насколько опасным для гражданского общества становится усиление полномочий Комитета госбезопасности, оценивают сами молодежные активисты и независимые эксперты.

Шантажом и угрозами

Студенты польских вузов Сергей Павлюкевич и Владимир Кумец, а также Максим Чернявский, находящийся теперь в Вильнюсе, рассказали Deutsche Welle, что, давая подписку о сотрудничестве с КГБ, каждый из них решил, что заявит об этом, как только покинет страну. По словам координатора интернет-сообщества "Марш миллионов" Сергея Павлюкевича, в Жодинской тюрьме его шантажировали, угрожая, что из-за решетки он не выйдет. Сергей был вынужден зачитать на видеокамеру заявление, что акции "Революции через социальные сети" финансируются зарубежными спецслужбами. А администратор интернет-страницы "Надоел нам этот Лукашенко", 18-летний Максим Чернявский рассказал, что в КГБ в Минске ему угрожали "неприятностями для семьи" и тюрьмой, а потом предложили передавать информацию об организаторах РЧСС.

Методы, которые применяет КГБ для вербовки молодежных активистов, могут привести в состояние шока любого человека, считает один из координаторов кампаний "Движение будущего" и "Революция через социальные сети" Владимир Кумец. Студент вспоминает, как в Минске в квартиру его родителей ворвалась группа захвата. Ему предъявили постановление о возбуждении уголовного дела в отношении его брата за угрозу убийства, а самого задержали как подозреваемого. От Kомитета госбезопасности он получил задание искать зарубежные источники финансирования белорусской оппозиции. Владимир Кумец полагает, что разглашение обстоятельств вербовки станет примером для тех, кого вынудили согласиться на сотрудничество, но кто боится рассказать об этом.

Сидеть по норам

"Заставить народ сидеть по норам" - так характеризует подполковник Комитета государственной безопасности в отставке Валерий Костко цели белорусских спецслужб, которые "бездумно используют грубую силу и наращивают давление на общество".

По мнению Костко, активность КГБ свидетельствует о том, что власти Беларуси повторяют этапы, которые проходит любая диктатура - чем ближе к финалу, тем сильнее запугивания. Режим уже прошел свою "точку невозврата" 19 декабря 2010 года, когда не нашел иных аргументов кроме применения грубой силы в отношении участников акций протеста против итогов выборов президента.

У диктатора есть только одна возможность смягчить свою участь - путем общественного диалога и поиска компромиссов, считает Валерий Костко. А это и есть восстановление законности в стране. В то же время эксперт предупреждает, что для Беларуси наступает опасный период, "когда один диктаторский режим может смениться еще более уродливой диктатурой, потому что все общество парализовано спецслужбами".

Карт-бланш на тотальный политический сыск

Спецслужбам в Беларуси "дан карт-бланш на тотальный политический сыск и вербовку агентов в политических и общественных организациях", уверен глава юридической комиссии Белорусского Хельсинкского комитета (БХК) Гарри Погоняйло. Поправки в "Закон об органах госбезопасности", которые дадут КГБ особые полномочия, не имеют ничего общего с защитой конституционного строя. "В тоталитарном государстве усиление роли спецслужб порождает новые законы, нарушения которых чреваты для граждан административной и уголовной ответственностью", - сказал правозащитник.

По словам Погоняйло, Лукашенко в ноябре 1996 года, начав отсчет своих полномочий с ноля после двух лет правления, "совершил в Беларуси захват государственной власти неконституционным путем". За годы правления "глава государства сосредоточил в руках огромную власть - законодательную и судебную, в его распоряжении оказались огромные материальные ресурсы, и он делает все, чтобы сохранить за собой эту власть, и гарантировать безопасность себе и членам своей семьи". Гарри Погоняйло называет Конституцию Беларуси "мертвым документом", потому что "в задачу огромной армии полицейского аппарата входит уничтожение демократических ценностей". За действиями чиновников и спецслужб необходим общественный контроль, но этот контроль "не нужен власть предержащим, поэтому с помощью спецслужб они уничтожают основы гражданского общества".