Финансовый кризис в Беларуси принимает новые формы

Несколько странные вещи происходят сейчас в Беларуси. С одной стороны, введение единого курса сняло проблемы на финансовом рынке. С другой – эйфория, охватившая страну, уже прошла, и некоторые банки даже начали ограничивать предоставление кредитов физическим лицам. А международные финансовые организации заговорили о возможности возникновения новых проблем.

Moody’s хотя и подтвердило кредитный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной валюте 4 ноября, но понизило предельный уровень рейтинга банковских депозитов по обязательствам в национальной валюте с «Ba3» до «В1».

Более того, 9 ноября служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s сообщила о снижении оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) Беларуси, переведя ее из предпоследней группы (9) в последнюю группу (10), где помимо нашей страны находятся Вьетнам и Греция.

Эта странность имеет очень простое объяснение: после решения проблем на валютном рынке кризис не закончился, а приобрел новую форму, переместившись из одного сектора экономики в другие.

От множественности курсов страдали импортеры, тогда как экспортеры и предприятия, ориентированные на внутренний рынок, выигрывали. Теперь же наступила очередь потерь для последних.

 Вторая волна кризиса

Собственно, уже с середины лета Беларусь находится в состоянии рецессии, характеризуемом снижением ВВП (месяц от месяца). Реальная заработная плата продолжает снижаться, что приводит к сокращению внутреннего рынка. А это постепенно должно снизить прибыль, получаемую предприятиями, и привести к возникновению убытков на некоторых из них.

 Все это снизит возможности реального сектора экономики и негативно отразится и на состоянии банковской системы, что чревато возвращением финансового кризиса в новом виде.

 Впрочем, правительство и Нацбанк надеются пережить сложные времена относительно благополучно. Они рассчитывают удержать инфляцию в пределах 19%, обеспечить довольно символический рост ВВП, бездефицитный бюджет, получить положительное сальдо внешней торговли, пополнить золотовалютные резервы, обеспечить величину заработной платы бюджетников в 2012 году в реальном выражении на уровне 2011 года. И при этом Нацбанк рассчитывает удержать курс белорусского рубля на уровне около 8 500 тысяч Br/$.

Ресурсы можно получить под залог

Состояние банковского сектора также несколько ухудшится – снизится прибыль и пострадает качество кредитного портфеля. Но катаклизмов не ожидается. Более того, Нацбанк рассчитывает на то, что требования банков к экономике в 2012 году могут вырасти на 23%, т. е. Br 40 трлн, причем необходимые для этого средства банки должны получить от населения и предприятий (Br 22 трлн) и нерезидентов (Br 16 трлн).

Сделать это не так просто. Агентство Standard & Poor’s считает, что риски, связанные с ресурсной базой банковского сектора, являются исключительно высокими.

Ресурсная база белорусского банковского сектора, по мнению экспертов агентства, крайне уязвима, что отражает зависимость банков от депозитов клиентов, особенно государственных компаний. А способность банков привлекать финансирование на международных рынках в настоящее время крайне ограничена.

Что касается способности банков привлекать финансирование на международных рынках, то открытый рынок для них, действительно, практически закрыт. Однако акционеры ряда крупных банков (например, БПС-Сбербанк) готовы рисковать деньгами при условии получения надежного залога и гарантий. То есть не исключено, что хорошие активы будут постепенно передаваться на обслуживание в банки с российским капиталом.

Ухудшение качества кредитного портфеля в 2012 году может оказаться существенным, но не особо критичным. К тому же надо иметь в виду, что белорусские банки накопили огромные резервы. На 1 сентября 2011 года величина резервов по активам, подверженным кредитному риску, составила Br 3.5 трлн. И это при том, что проблемные активы на ту же дату составляли Br 4.9 трлн.

Тоже самое относится и к реальной экономике. У отдельных предприятий могут возникнуть серьезные проблемы, но за счет создания холдингов прибыльные компании могут «прикрыть» убыточные.

Политический риск нивелируется выравниванием доходов

В принципе, прогноз Нацбанка и правительства на 2012 год кажется довольно реалистичным, но при соблюдении некоторых условий.

Эксперты Евразийского банка развития, управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС, посетившие Беларусь с 17 по 24 октября, одобрили осуществляемые в РБ меры. Но заявили, что наша страна проводит все еще слишком мягкую денежно-кредитную политику, и отметили необходимость проведения реформ.

Помешать выполнению планов правительства и Нацбанка могут еще несколько факторов, перечисление которых есть в комментарии агентства Standard & Poor’s к его решению о снижении оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) Беларуси.

Основным из них, пожалуй, является фактор, о котором в Беларуси открыто говорить вообще не принято – это сохранение политической стабильности в стране. В сообщении Standard & Poor’s по этому поводу сказано следующее: «Высокий политический риск в Беларуси снижает предсказуемость политики, а возможные изменения в составе централизованной власти могут привести к экономическому потрясению или обострить его».

В обозримом будущем правительству и Нацбанку, по-видимому, будет разрешено проводить относительно жесткую денежно-кредитную политику.

Что они, кстати, и пытаются делать. В частности, Нацбанк повысил ставку рефинансирования до 40% годовых.

Рассмотрение факторов, которые могут помешать осуществлению намеченных на 2012 год планов, можно было бы продолжить. Но мы обнаружим, что их неблагоприятное действие может быть нейтрализовано (за исключением, пожалуй, только внешних факторов). Если, разумеется, правительство и Нацбанк будут действовать адекватно и своевременно.

По настоящему критичным для Беларуси является только один фактор – оперативного и стратегического управления экономикой. Если Нацбанк и Совмин будут действовать, как планируют, они имеют шансы на успех. Инфляция снизится, упадут в реальном выражении доходы населения, прибыль банков и предприятий где-то до уровня 2–3-летней давности, но экономика будет работать. То есть, повторим, можно говорить не о развале финансовой системы и экономики, а об откате на пару лет назад.

Источник: http://www.ucpb.org/news/economical-news/65872-2011-11-14-11-05

0
39
0