Наука выживания

На модерации Отложенный

Российские учёные на грани бунта.

 

 

 

Весной сотрудники Российской академии наук отметились митингами и пикетами практически по всей стране. Требования самые обширные: от увеличения финансирования науки до отставки министра Андрея Фурсенко. А уже в конце июня может начаться новый, гораздо более острый этап этого противостояния.Что же заставило ученых выйти на улицы? Неужели положения российской науки настолько катастрофично? Об этом мы беседуем с председателем сов

ета профсоюза работников РАН, ведущим научным сотрудником нижегородского ИПФ РАН Вячеславом ВДОВИНЫМ.

 

 

 Вячеслав Федорович, в нашем представлении учёные - последние, кто будет поднимать какую-то бузу. Они сидят в своей научном мире, что-то исследуют и изобретают и далеки от житейских проблем. И вдруг - сразу несколько акций протеста, письмо президенту Дмитрию Медведеву... Почему вы решились на такой отчаянный шаг? Всё так плохо в российской науке?

 

 

- Вы правы, мы люди мирные. Но история эта тянулась давно. Наше противостояние с властью началось еще с подготовки антикризисной программы, когда Путин призвал присылать свои предложения - как стране бороться с кризисом. Мы всё сформулировали, отправили на сайт, получили автоматический ответ: \"Спасибо, всё учтем\". И на этом всё закончилось.Позже мы отправили наши предложения еще и Дмитрию Медведеву, после выхода его программной статьи \"Россия, вперёд!\". Мы предлагаем использовать кризис, как все мировые лидеры, для рывка вперед в науке. Без этого ведь никакая модернизация, никакое развитие нано- и прочих технологий невозможно. Тем более, буквально накануне Обама заявил о резком усилении финансирования науки в США. И к этому стремятся во всем мире.В послание президента уже кое-что из предложений научного сообщества уже присутствует, но, к сожалению, лишь в декларативной форме, конкретные вещи не прошли.

 

 

- А чего конкретно вы добиваетесь?

 

 

- Все наши требования сформулированы в письме к Дмитрию Медведеву: http://www.ras.ru Обеспечить финансирование фундаментальной науке, вернуть Российской академии наук средства, которые были изъяты из её бюджета в рамках кризисного секвестра 2009 и 2010 году. Существенно увеличить господдержку научной сферы и особенно научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и научно-технического переоснащения институтов.У нас есть ряд совершенно конкретных предложений и для решения кадровой проблемы в российской науке.

 

 

 

Необходимо увеличить стипендию аспирантам до 8,5 тысяч и открыть дополнительные ставки для приема молодежи в институты. Сейчас аспирант получает стипендию... 1,5 тысячи рублей. Кроме того, когда молодой человек заканчивает аспирантуру, его надо бы взять в штат, а некуда. Конечно, можно было бы выгнать кого-то из пожилых людей, но ситуация такова, что лишних уже просто нет. Мы сократили 20 процентов численности ученых в течение последних трех лет.По некоторым вопросам нам удалось заручиться поддержкой Президента страны.

 

 

 

В конце прошлого года Дмитрий Медведев посетил Российскую академию наук и пообещал помочь со ставками для молодежи. Он написал конкретное поручение и определил конкретного человека, который будет за всё это отвечать. Это Андрей Фурсенко. И даже срок был указан, к которому предложение по решению проблемы должно быть подготовлено - 1 марта. В начале марта мы написали министру, поинтересовались, что он там удумал со ставками. Он проигнорировал наш запрос. И никаких конкретных решений до сих пор нет. Хотя 18 мая на сайте Минобрнауки появилось обещание, что вопрос ре5шается...Получается, прямое поручение главы государства фактически проигнорировано! Кроме того, так и не решен вопрос со стипендиями аспирантов. Правда тут срок исполнения поручения 1 июля. Министерство образования и науки предполагает увеличить их с 1500 до... 2100! И что дадут эти 600 рублей?! Да мы отправим эти 600 р. почтовым переводом тому, кто это предложил. Пусть расскажет что с такой прибавкой делать?Заграница нам поможет?- Многие российские ученые сейчас ищут лучшей доли за границей. Вы, наверное, сравнивали, как там финансируется наука? - Конечно, сравнивали. Наши оппоненты говорят: мы радикально увеличили финансирование науки. И это так. Страна сейчас не то, что в 90-ые годы. Она стала богатой. И те времена, когда средний научный сотрудник получал зарплату 10 долларов в месяц, миновали. Теперь у нас уже средняя зарплата - 1000 долларов.

Вполне достойно, хотя сейчас для компетентных грамотных людей это тоже не великие деньги. Ученые за рубежом получают в пять раз больше! И увеличить зарплату для нашей страны абсолютно не сложно, миллиарды рублей загоняются неизвестно во что. А наука всегда выдает продукт, который приносит дивиденды. Возможно не так скоро, как банковские спекуляции. При этом даже на то, чтобы выплачивать, эту, по нынешним меркам, не Бог весть какую зарплату, академия наук тратит 80 процентов выделенных бюджетом финансовых ресурсов.

То есть, почти всё финансирование уходит по статье \"зарплата\". Нет денег толком ни на оборудование, ни на материалы, ни на командировки, без чего полноценный научный процесс невозможен.- Так что же у нас, оборудование с советских времен не обновлялось?- Обновлялось, но совершенно недостаточно, и в основном в крупных, сильных институтах. Вот, например, в нашей лаборатории появился новый турбомолекулярный насос, который мы купили в прошлом году. Мы пытались приобрести его пять лет и все эти годы пользовались старыми советскими масляными насосами, устаревшими как морально, так и физически. А новый купили, грубо говоря, не доплатив себе зарплату. Но выбора нет: не будем обновлять оборудование - совсем уж отстанем, нас начнут забывать в кругу специалистов. А в маленьких институтах эта проблема еще более сложна - там не с кем поменяться деньгами. Они же все \"окрашенные\" по статьям. И если несложно купить материалы из заработанных от заказов денег, то оборудование- уже никак.

 

Да и не все еще умеют зарабатывать деньги на науке. Трудно найти заказчика для оплаты фундаментальных задач.- Говорят, что некоторым институтам сейчас не то что на оборудование, но даже на оплату коммунальных услуг средств не хватает.- Да, во время последнего секвестра у нас взяли и 3,5 миллиарда из бюджета академии наук (а это 11 процентов) - зарезали. Это зарезание, правда, не касалось зарплаты, но привело к тому, что у нас в этом году бюджетных денег на коммунальные расходы хватит только до сентября. И дальше мы будем либо платить за коммуналку из каких-то грантов и договоров, если они есть у института. При этом фактически это удар и по зарплате учёных.

 

А остальных коммунальщики начнут обесточивать, отключать воду, тепло и т.п.Научные испытания- Почему же наше государство, взяв курс на модернизацию, ведет себя так, как будто наука ему не нужна? - Ну об этом сложно говорить однозначно, мы можем только предполагать. Возможно, дело в том, что академия наук - это кость в горле, которая застряла у некоторых людей, управляющих финансовыми потоками.

 

 

Наверное, кому-то не нравится, что академия наук не дает распиливать деньги на \"Чистую воду\" Грызлову и Петрику. Ну сделала она заключение, что эта система очистки воды, которую навязывают - жульничество и шарлатанство. И теперь Петрик с Грызловым не попилят эти бешеные миллиарды.Есть еще серьезный имущественный комплекс у академии наук и, в общем-то, не бросовый финансовый поток. Бюджет академии - 50 миллиардов рублей в год. Это, конечно, всего около двух миллиардов долларов, то есть равен бюджету одного приличного американского университета. Но всё равно, есть чем заняться. Можно уволить половину сотрудников РАН и сказать: \"Ребята, у вас в академии наук неэффективный менеджмент. Давайте так: академики пусть за науку думают, а мы вам молодых удальцов посадим, это будет эффективный менеджмент, они вас упакуют как надо\".

 

 

Мы уже знаем, как у нас упаковали отраслевую науку - она практически рухнула. У нас в Нижнем масса таких институтов. Например, Салют, ГНИПИ (сейчас ФГУП \"Кварц\") - они сократились фантастическим образом. Или НИРФИ: там сейчас и зарплаты крохотные, и здание оттяпали.Так что не удивительно, что кто-то пытается избавиться от академии наук, а всё имущество поделить. А в Москве еще такие шикарные площади! На Ленинском проспекте у академии наук стоят здания, окруженные парками - это козырное место. Конечно, по мнению эффективного менеджмента временщиков надо выселять академию наук к чертовой матери и строить там бизнес-центры, которые экономически будут более эффективны.

 

 

- Ну а кто за всем этим стоит? Министр образования и науки Андрей Фурсенко, отставки которого вы требуете?

 

 

- Это требование в нашем списке последнее и чисто техническое. Просто не очень компетентный специалист возглавляет министерство, он явно не справляется со своей задачей и надо бы его убрать. А те, кто плетет интриги против академии наук - люди не публичные. Они выставляют публичных функционеров типа Фурсенко, которые начинают критиковать нас и за дело, и не за дело

.

 

 

 

- Что же тогда изменится, если Фурсенко убрать? Те же непубличные кукловоды поставят нового министра, ко

торый будет претворять в жизнь их идеи...

 

 

- Я человек оптимистичный и верю, что и в правительственных кругах и в окружении Дмитрия Медведева есть люди не продажные, которые совершенно искренне хотят, чтобы что-то у нас в стране было и было хорошо. Поэтому жизнь продолжается и диалог наш с властью тоже продолжается. И если они вынесут какие-то конкретные решения стоящих проблем, то можно и не митинговать. Недавно был начат бюджетный процесс 2011 года, и потому, какое финансирование будет заложено на науку, мы сможем понять, услышали ли нас. В противном случае 29-30 июня мы собираем очередное заседание совета профсоюзов, на котором будем принимать решения о дальнейших формах борьбы вплоть до победы.