\"Газпром\": главное - маневры!

Журналисты явно поторопились назвать непродолжительный «финансово-трубопроводный» конфликт между Россией и Белоруссией «газовой войной». Война, пусть даже экономическая, как и всякое серьезное противостояние, предполагает наличие глобальных целей, применение, наряду с тактическими, стратегических методов и средств, достижение масштабных результатов.

Перепалка же между Москвой и Минском больше напоминала обмен упреками в денежно-платежной неверности между субъектами совместного проживания, не обремененными узами брачного союза. Ну, в самом деле, как-то не клеится с «осоюзиванием», будь то долгострой на площадке «Союзного государства России и Белоруссии», или же постоянно поскрипывающее формирование «Таможенного союза России-Белоруссии-Казахстана». Вроде бы, «все свои» — Москва, Минск, Астана, и в то же время — «табачок врозь». Почему? Об этом чуть позже.

По меркам «Газпрома» задолженность «Белтрансгаза» за поставленное Россией топливо не так уж и велика — 187 миллионов долларов. По данным Международного энергетического агентства, речь идет примерно о 80 миллионах кубометрах в день, тогда как во время конфликта «Газпрома» с Украиной день «стоил» 350 миллионов кубов. И та цифра не была для России критичной. Украина стояла на пороге президентских выборов, и газовые трения между двумя государствами должны были, скорее всего, отразиться на электоральных предпочтениях, которые явно стоили дороже неоплаченного газа.
Не случайно премьер Украины Николай Азаров в первые же дни «российско-белорусской» перепалки выразил готовность помочь России качать газ в обход Белоруссии в объеме до 30 миллиардов кубометров. Юлия Тимошенко назвала этот реверанс новой украинской власти попыткой «заработать деньги на чужой беде». Хотя беды-то и не было. Как и «войны». Были, скорее, некие «командно-штабные маневры» с участием «Газпрома».

Годовая прибыль газового российского монополиста (без учета налогов и акцизных отчислений) превышает 2,5 триллиона рублей, в которых белорусский должок теряется из виду. К тому же, сам «Газпром» должен белорусам (по их оценкам) за прокачку углеводородов в Европу 260 миллионов долларов. Надо полагать, что для руководства «Газпрома» этот долг не был секретом, который вдруг открылся после заявления, сделанного первым вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко.

Как не был он тайной и для Президента России Дмитрия Медведева, отказавшегося принимать зачет по газовому долгу от Белоруссии товарными поставками.



Почему? Ведь белорусская продукция — качественная, недорогая. А если говорить о тракторах, то и более ремонтопригодная, нежели импортные аналоги. Пригодились бы и тракторы, и картошка, и молоко, и мясо, а «газовую» тему, по-хорошему, можно было бы закрыть, как говорят, в рабочем порядке.

Но кому-то понадобился скандал, который обошелся «Газпрому», по оценкам экспертов, в 4,5 миллиарда долларов! Ровно на столько рухнули акции корпорации на фондовых рынках. И что это за «овчинка», «выделка» которой обходится в такую сумму?

«В последнее время давление на Белоруссию осуществляется неимоверное, в том числе и на меня: если не отдашь в собственность, разговор будет иной. И потребовали немедленно приватизировать „Белтрансгаз“ и акции передать „Газпрому“, — признался глава республики Александр Лукашенко, назвав решение „Газпрома“ о сокращении поставок российского газа „политическим шагом Кремля“.

Трудно усомниться в справедливости слов главы соседней (уже, наверное, не „братской“) республики, если вспомнить недавний „молочный скандал“, инициированный шефом российской санэпидемслужбы. Тогда в одночасье перекрыли доступ на российские рынки кефира и сметаны из Белоруссии. Дескать, опасны они для употребления гражданами РФ, плавно переходящими на „сникерсы“. И тогда Лукашенко оценил этот демарш как попытку принудить его продать подешевке республиканские производственные активы российским предпринимателям. Каким? Посмотрите списки журнала „Форбс“.

Конечно, можно было бы, мобилизовав остатки патриотизма, простить „Газпрому“ подобные методы экспансии: на благо России старается, госкомпания все-таки!.. Но уместно напомнить, что половина акций „Газпрома“ находится в частных руках! И есть подозрения, что подобные „газовые“ или „молочные“ маневры разворачиваются в интересах именно этой „счастливой“ половины акционеров. А что делать с 4,5 миллиардами долларов, которые „Газпром“ потерял из-за „маневрирования“ в российско-белорусских отношениях? А государство на что? У него 50% плюс одна акция — пусть и расхлебывает. В конце концов, тарифные рычаги еще никто не отменял. Так что, граждане потребители газа, готовьте денежки на оплату маневров „Газпрома“.

Источник: http://www.ekonbez.ru/news/cat/6775

2
1126
0