Россия упустила шанс стать Большим Братом

На модерации Отложенный

Отказ в военной помощи Киргизии снижает авторитет России на постсоветском пространстве.
Когда государство получает просьбу о военной помощи от соседа, это подтверждает его авторитет. Когда такая просьба обращена к Российской Федерации и исходит от бывшей республики СССР, это выглядит доказательством достижения давней задачи внешней политики РФ – восстановления влияния и авторитета России на постсоветском пространстве. Вот только ситуация оказывается не совсем такой, какая виделась государственным стратегам. Вместо триумфального шествия российского капитала, товаров и услуг по бывшим советским республикам, вместо их добровольного присоединения к российским международным инициативам или прекращения мелочной, но эффективной торговли собственным транзитным статусом, доказательство весомости России пришло менее выигрышным путем: просьбой правительства Кыргызстана о военной интервенции.

Маленькая республика с подавленной промышленностью, крайне трудоемкими для развития ресурсами, со слабыми государственными институтами и нарастающей гуманитарной катастрофой на фоне этнического конфликта и массовых беспорядков, Кыргызстан малопривлекателен для российского политического самоутверждения. Российское руководство уже отказало киргизскому правительству в его просьбе. На мой взгляд, зря.

Нежелание Кремля ввязываться напрямую в киргизский конфликт совершенно понятно и во многом оправдано. Налицо военные расходы и траты, отсутствие осознанной общественной необходимости (ведь киргизы ничего вредоносного России не сделали и не делают), опасность самим стать целью дестабилизирующих элементов, неуверенность в долговечности поддерживаемого правительства и неочевидная практическая польза от всего мероприятия.

К тому же, помощь Кыргызстану оказать непросто. Страна находится в зоне стратегических интересов не только России, но и США, и Китая, и любое действие на повышение влияния одной страны должно быть согласовано с другими, а это требует времени и усилий.

В принципе, ситуация в которой оказался Кыргызстан, – классический повод для привлечения миротворческих сил, и российское руководство уже перевело проблему в русло международных организаций. Но обсуждения о вовлечении военных контингентов ОДКБ или ООН все продолжаются без видимых результатов, а в Кыргызстане продолжают гибнуть люди. Гуманитарная помощь, которую начала оказывать Россия, только смягчает проблему, но не может остановить толпы экстремистов и мародеров, лишающих мирных жителей пищи и крова.

Вовлечение России в киргизский конфликт нерационально, трудоемко, и неблагодарно. Российское руководство может легко и убедительно оправдать свое решение остаться в стороне. Ему не грозит за это международное или общественное осуждение. Но шанс проявить себя Большим Братом, который помогает не из соображений выгоды или целесообразности, а потому, что может и готов потратить силы и ресурсы на помощь слабому, и тем более спасти жизни, Россия не использует. А как раз для этого и нужен Большой Брат.