Шариатская Чечня: повторение пройденного?

За последние три года в Чечне выстроен каркас исламского государства с интеграцией отдельных институций шариата в систему государственных органов, а реализующих их религиозных деятелей – в число государственных чиновников. Республиканское общественное мнение в целом приняло и поддерживает строящуюся исламистскую модель, по своей жесткости мало отличающуюся от ваххабитского образца, беспощадная борьба с которым является официальной целью режима Рамзана Кадырова.

Платок – надеть, спиртное – вылить!

Три года назад президент ЧР Рамзан Кадыров, борясь за нравственность, платил студенткам Чеченского государственного университета за ношение платка по тысяче долларов (1). В настоящее время женщина, осмелившаяся появиться на улицах Грозного без платка, вызывает по меньшей мере недоумение. Чеченские девочки, одетые «по форме», едва не свернули шеи, разглядывая московских гостей. За два дня пребывания в Чечне довелось увидеть одну-единственную женщину, волосы которой не были покрыты. Чеченские мужчины делают строгие замечания всем, невзирая на возраст и очевидно не местное происхождение. Требования надеть платок, причем в достаточно грубой форме, звучали как на улицах Грозного, так и в здании Дома правительства. Аппеляции к светскому характеру российского государства в расчет не принимались.

Всего несколько лет назад ничего подобного в Чечне не наблюдалось, хотя и тогда большинство женщин носили платок в соответствии с обычаем. Сейчас на улицах чеченской столицы можно увидеть и хиджабы, которые совсем недавно были, скорее, экзотикой. За обедом гостей прошедшего в мае в Грозном форума «Ислам – религия мира и созидания» рассадили по половому признаку: женщины были приглашены за отдельный стол (на второй день, правда, они оказались вместе с другими русскими членами московской делегации).

С банкетных столов и из свободной продажи исчез алкоголь. Как пояснил кадий (шариатский судья) одного из районов Чечни, поскольку ЧР является частью России и на ее территории действует российское законодательство, запретить продажу спиртного в республике полностью невозможно. Официально она разрешена с 8.00 до 10.00, однако отыскать в магазине пиво, не говоря уже о напитках покрепче, практически нереально. «Мало кто возьмется за торговлю спиртным, поскольку каждый знает, что в этом случае будет отторгнут от общества как человек, наносящий ему вред и нарушающий каноны ислама, - рассказывает кадий. – Местный имам, авторитетный человек, предупреждает о последствиях: он не пойдет в эту семью на свадьбу, похороны, не станет исполнять для нее никакие мусульманские обряды, и эта мера очень действенна».

На уровне республики при поддержке Кадырова принято решение, согласно которому ни один имам не окажет религиозных услуг человеку, спровоцировавшему аварию и нанесшему материальный ущерб, не говоря уже про увечья или смерть, в состоянии алкогольного опьянения.

Некоторые подробности о методах убеждения торговцев алкоголем можно почерпнуть, например, из сообщений официального информагентства «Грозный-информ». Как сообщается в одной из недавних публикаций, активисты-алимы Центра духовно-нравственного воспитания и развития совместно с Патриотическим клубом «Рамзан» провели очередной антиалкогольный рейд по торговым точкам и местам общепита Заводского и Ленинского районов Грозного, встретившись с владельцами ларьков, магазинов и кафе в поселке Черноречье и микрорайонах Ленинского района.

«С торговцами, которые продают спиртное, мы провели проповеди, основываясь на Коране и хадисах, - передает агентство слова алима Тахира Закараева. - К сожалению, среди таких людей много тех, кого наши наставления ничуть не трогают, наоборот, они затевают скандалы и пытаются всячески нас запугать, чтобы мы их больше не беспокоили». (2) По словам алима, перед тем, как зайти в магазин или кафе, участники рейда направляли туда самого молодого, шестнадцатилетнего активиста патриотического клуба «Рамзан», чтобы проверить, продадут ли ему спиртное или сигареты. По словам председателя клуба Садо Мирсибиева, в большинстве случаев подростку удавалось приобрести товар, который запрещается продавать несовершеннолетним не только исламом, но светским законом. Однако, констатирует он, «нашлись и те, кто, выслушав нас, отказывается не только от продажи спиртного, но и от торговли в своих магазинах даже табачными изделиями».

В последнее время Центр духовно-нравственного воспитания и развития активизировал профилактическую борьбу с распространением алкогольной продукции. «Люди, которые пытаются нажиться на продаже опьяняющих напитков, просто не осознают, что их ждет в Судный день, - подчеркнул на недавнем рабочем совещании директор Центра Ваха Хашханов. - Наиболее эффективная помощь, которую мы можем оказать им - это проповеди, напоминание об Аллахе (свят Он и Велик) и о Коране, в котором сказано, что употребление и торговля опьяняющими средствами является одним из грехов».

Исламская риторика является определяющей в лексиконе чеченских борцов за нравственность. В начале мая Центр подвел итоги своей работы за апрель. «Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров на каждого из нас возложил обязанность вести проповеди везде и для каждого, поскольку призыв к праведному образу жизни есть наиболее эффективное противостояние порокам и деградации общества» (3), - напомнил Ваха Хашханов, добавив, что особый акцент глава республики потребовал сделать на молодежную среду.

Во исполнение этого требования за каждым активистом-алимом и работником Центра, имеющим религиозное образование, закрепили отдельный район. С учащимися и студентами проводились разъяснительные беседы (судя по публикуемым фотоотчетам с мероприятий, залы были полны), «в которых затрагивались такие проблемы, как детская беспризорность, алкоголизм, курение, наркомания, ваххабизм и псевдокультуры, разлагающие моральные устои нашего народа». Было проведено множество антиалкогольных рейдов. По словам закрепленного за Урус-Мартановским районом Усмана Эльмурзаева, после профилактической работы активистов-алимов в нем больше не продается спиртное. После проповедей, сообщил алим Магомед Батаев, отказались от торговли спиртным хозяева 22 магазинов Наурского района. Все это – рейды, лекции, пропаганда среди школьников - напоминает горбачевскую антиалкогольную кампанию. Отличает от нее лишь сильнейший исламский акцент акции.Нормы шариата – в жизнь!

Меры убеждения, аналогичные применяемым к торговцам алкоголем, направлены также на наркоманов и девушек легкого поведения. По словам цитировавшегося выше кадия одного из районов Чечни, «сейчас на улицах не встретишь не то что пьяного – выпившего человека, проституция полностью искоренена» (учитывая, что несколько лет назад шестерых девушек попросту убили, а трупы бросили на всеобщее обозрение, удивляться успехам исламистов не приходится). «Мы уделяем большое внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи, разъясняем, что хорошо, что плохо с точки зрения ислама», - указал шариатский судья, заметив при этом, что провести время с девушкой – меньший грех, чем с бутылкой, и сделав ряд недвусмысленных и весьма настойчивых намеков на необходимость продолжения общения в неформальной обстановке.

Официальная должность кадия – заместитель главы районной администрации по религиозным вопросам. Из его рассказа следует, что, занимая должность госслужащего и пользуясь всеми предусмотренными законом привилегиями и льготами (стаж, отпуск и т.д.), в действительности он исполняет обязанности, определенные религиозным статусом. «Многие, формально занимая госдолжности, реально исполняют исламские функции», - уточнил кадий. Шариатские суды, действуя в оболочке светских судебных органов, разбирают достаточно широкий круг вопросов, включая имущественные отношения, в частности распределение квартир и т.п.

Буквальное подтверждение этому - в интервью, данном кадием Ачхой-Мартановского района ЧР Косумом Сулеймановым грозненской газете «Ан-Нур» (учредитель – министерство ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации). «Непосредственно в обязанности кадия входит активное участие в общественной жизни района, где необходимо решать разного рода вопросы, - говорит шариатский судья, утвержденный в этой должности в феврале 2008 года. – Это касается решения и социальных, и семейных, и бытовых проблем населения. В строгом соответствии с сурами Корана и хадисами пророка Мухаммеда (алайхи ссолату ва ссалам) богословы при возникновении тех или иных спорных вопросов выносят правильное решение. Бывают случаи, когда та или иная конфликтующая сторона не согласна с решением имама или кадия. В таких случаях нам приходится объяснять, где и в чем заблуждается он из-за своего невежества (в делах) ислама». (4)

Непонимание со стороны населения возникает «при решении вопросов кровной вражды, умыкания невест», рассказывает Косум Сулейманов, однако богословы разрешают сложивушуюся ситуацию, не ущемляя прав и достоинства сторон, «и, к нашей общей радости, в большинстве случаев достигают положительных результатов».

В ответ на вопрос Ислам.ру о том, может ли в Чечне, на Кавказе, в мусульманских регионах России быть реализовано нечто подобное британскому варианту, где «некоторое время назад на государственном уровне признали легитимность Шариата в решении гражданских споров, в сфере халяльной экономики, семейно-брачных отношений», Рамзан Кадыров фактически ответил «нет». «Чеченская Республика живет в едином правовом пространстве Российской Федерации, - разъяснил он. - Здесь действует Конституция и законы страны, также как и в других субъектах. Поэтому выделять отдельно субъект, где большинство жителей - мусульмане, считаю не совсем верным.

Также хочу отметить, что Россия – это светское государство, но тем не менее если в каких-то вопросах руководством страны будут приняты законы, основанные на шариатских нормах, мы воспримем это с большой радостью». (5)

Как отмечает редакция, ответы президента ЧР получены через его пресс-службу. Действительно, в личном общении Рамзан Кадыров значительно более откровенен. В одном из интервью, данном еще до официального вступления в должность главы республики, он заметил, что «шариат в своем истинном виде практически никак не противоречит российскому законодательству». Показательно, что примерно в то же время муфтий Чечни Султан Мирзаев, отвечая на вопрос о возможности построения в республике исламского государства и применения законов шариата, подчеркнул: «У нас в Чеченской Республике не может этого быть. У нас все в рамках законов Российской Федерации, этого достаточно. Мы живем в светском государстве» (6).

Совсем недавно, в апрельском интервью корреспондентам иностранных СМИ, Рамзан Кадыров вернулся к изысканиям в области права. «Не надо противопоставлять закон и шариат, - полагает он. - Как для верующего человека, для меня шариат имеет важное значение, для меня он выше. Это чтобы вы знали. Я мусульманин, я истинно верующий человек. В этой жизни выше религии для меня ничего нет. Религия предписывает соблюдать закон. Мы живем в светском государстве, должны соблюдать и соблюдаем законы Российской Федерации» (7). Это внутренне парадоксальное заявление было продолжено признанием корреспонденту «Фигаро» Пьеру Аврилю. «По моему личному мнению, шариат стоит над законами Российской Федерации» (8), - указал Кадыров. Факт остается фактом: шариат, пусть пока (это обстоятельство особо подчеркивали многие собеседники) не в полном объеме, стал частью повседневной жизни чеченцев.Духовность = ислам

Что касается процесса духовно-нравственного воспитания, то «представителями нашего духовенства ведется активная пропаганда исламских ценностей», повествует кадий Ачхой-Мартановского района. На первый план проповеднической деятельности выносятся «наиболее актуальные и болезненные на сегодняшний день темы»: по указанию президента Кадырова и распоряжению муфтия Султана Мирзаева «мы в своих проповедях доносим до общества информацию о пагубном характере ваххабитского течения, а также о негативных привычках, таких как алкоголь, наркомания и т.д.».

Согласно установленному графику, каждую субботу представители исламского духовенства посещают для проведения проповедей учебные заведения района. «В ходе встреч с учащимися средних школ духовные лица охватывают широкий спектр вопросов: обязательные предписания Ислама, отношение к родителям, к окружающим, поведение в обществе и т.д., - разъясняет Косум Сулейманов. – Отрадно отметить, что школьная аудитория проявляет живой интерес к вопросам религии. Основной интерес молодежь проявляет к теме ваххабизма, молодые люди пытаются распознать суть этой враждебной идеологии».

Несмотря на это, признает шариатский судья, «сегодня некоторая часть нашей молодежи частично подвергается влиянию сомнительных религиозных течений», пропагандируемых ваххабитами посредством интернет-сайтов. «Не может не вызвать удовлетворение тот факт, что молодежь тянется к познанию Аллаха, - констатирует кадий Сулейманов. – Наша же задача – донести до них красоту сущности Ислама, чтобы уберечь их от заблуждений». «Наша цель - сделать так, чтобы во время каждого намаза мечети республики были заполнены людьми, поскольку только в коллективном поклонении по-настоящему укрепляется дух мусульманина», - вторит ему Ваха Хашханов.

Работа с чеченскими школьниками и студентами ведется именно в этом ключе. Мероприятия, посвященные духовно-нравственному воспитанию молодежи, на деле являются лекциями, разъясняющими основные положения суфизма в противопоставлении ваххабизму, то есть массированной религиозной пропагандой. Так, основная тема встречи, организованной Центром духовно-нравственного воспитания в грозненской гимназии №12, посвящалась авлиям, распространявшим ислам в ЧР и основанным ими вирдам (суфийским братствам), причем вероучительные аспекты, если учесть специфику аудитории, освещались достаточно глубоко. «В ходе мероприятия звучали хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и аяты из священного Корана, основываясь на этом, алимы, логически доказывая и приводя простые примеры, объяснили своим юным слушателям, что шариат - это море знаний, а тарикат - это корабль, ведущий мусульманина по этому морю к истине и не дающий ему утонуть, то есть запутаться и попасть в заблуждение», - рассказывает журналист. Всем участникам встречи были розданы DVD- диски и буклеты с проповедями известных богословов республики (9).

Учащихся не только знакомят с исламской картиной Чечни, но и требуют от них религиозного самоопределения. В рамках распоряжения Рамзана Кадырова, оглашённого 18 мая в ходе совещания с кадиями районов, главами районных администраций и отделов внутренних дел ЧР, школьники его родового села Центорой должны определиться с выбором вирда и знать, какие обязательства возлагает на них устаз (духовный учитель). Содействие детям должны оказать обычные, светские учителя, в обязанности которых входит теперь религиозно-просветительская работа. «Речь идет о том, чтобы молодое поколение, начиная с раннего возраста, следовало заповедям «устаза», то есть нравственным устоям, которые, в соответствии с канонами ислама, проповедовали основатели суфийских братств Чечни» (10), - разъясняет анонимный автор сообщения. Сам Рамзан Кадыров является последователем шейха Кунта-хаджи Кишиева (кадирийское братство).Исламский призыв приносит плоды


«Надо снова и снова говорить об основах нашей веры, о необходимости придерживаться традиционного ислама,
- заявил Рамзан Кадыров, предложив организовывать во время летних каникул регулярные сходы жителей населенных пунктов республики, чтобы разговаривать не только с молодежью, но и с их родителями. - Нужно показывать и рассказывать людям, как прекрасны наши традиции, обычаи, как много они дают для духовного и нравственного совершенствования человека» (11).


Эти старания не пропадают втуне. В Чечне не возникает сомнений в том, что находишься в субъекте Федерации, неофициальной (пока) «государственной» религией которого является ислам. Обнародованные недавно сведения о религиозности грозненцев, возможно, вызывают некоторые сомнения в их научной достоверности, однако в целом подтверждаются эмпирическими наблюдениями. По данным опроса, проведенного 29 апреля–7 мая в Чечне информационным агентством «Caucasus Times» (Прага), 82% жителей Грозного совершают молитву каждый день, 5% - каждую неделю и 12% - от случая к случаю. 8% респондентов посещают мечеть каждый день, 43% - каждую неделю, тогда как 24% делают это от случая к случаю, а 8% - ежемесячно. 17% затруднились дать определенный ответ. При этом 79% грозненцев полагают, что права мусульман в республике в целом соблюдаются (скорее не согласны с этим лишь 19%) (12).

10% опрошенных жителей Чечни заявили о своем положительном или «скорее положительном» отношении к ваххабизму, в то время как 62% оценили это явление как отрицательное и 24% - скорее отрицательное. Отрицательную оценку атеизму дали 87% респондентов, а христианству – 61%. Только 7% высказались о христианстве положительно и 20% - «скорее позитивно», ссылаясь, между прочим, на то, что ислам призывает с уважением относиться к другим религиям (13) (для примера, к иудаизму относятся отрицательно 64% участников опроса, а положительно – те же 7%). Всего было опрошено двести человек, принадлежащих к разным социальным и возрастным категориям.

Выступая на заседании чеченского парламента в начале апреля, Рамзан Кадыров с гордостью подчеркнул: «Мы можем с высоко поднятой головой сказать: «Мы - чеченцы, мусульмане». Президент Чечни подверг духовенство критике за то, что оно не в полной мере использует открывшиеся возможности: «Мы их просим: выходите на улицы, встречайтесь с молодежью, проповедуйте истинный ислам. Но эти просьбы выполняются только частично». Каждый должен с полной самоотдачей работать на искоренение наркомании и алкоголизма, убежден глава республики. «В первую очередь я навел порядок в своем селе, - рассказал он. - Вы там не найдете наркоманов. Хотя там были и алкоголики, и наркоманы. Теперь в селе даже сигареты не продаются». Каждая семья должна воспитать своих детей «в соответствии с нормами ислама и нашими традициями, законами», призвал Рамзан Кадыров. «Сегодня мы должны работать под лозунгом «Смерть ваххабизму», - добавил он. - У нас в республике не будет ни одного религиозного течения, кроме того, что нам оставили наши предки. В этой республике я - гарант закона, я же отвечаю за народ перед Всевышним» (14).

Как видно в том числе из этих слов, глубокая религиозность президента Чечни Рамзана Кадырова не подлежит сомнению. В интервью представителям зарубежных СМИ, освещавшим форум «Ислам – религия мира и созидания», заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Адам Делимханов заявил, что «потенциал президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова как истинного мусульманина востребован и служит интересам России» (15).

Возникает вопрос: когда в России будет востребован потенциал истинных православных, которые и в самом прекрасном сне не могут вообразить, что Русская Православная Церковь получит в России права и полномочия, подобные исламским институтам в Чеченской Республике?...

Источник: http://fondsk.ru/article.php?id=3089

31
2880
0