Чикагская и донецкая политическая машина

На модерации Отложенный

То, что президент Обама сделал свой весомый вклад в легитимацию президента-Януковича, является фактом очевидным. Поздравив его одним из первых, он не только показал пример своим европейским коллегам, а и поставил в недостаточно удобное положение Юлию Владимировну.

С момента признания Януковича сильными мира сего, ее упреки в адрес сфальсифицированных выборов, в определенной мере, является и обвинениями в адрес американского президента, немецкого канцлера, руководителей Евросоюза в поддержке «фальсификаторов».

Конечно, для многих такая оперативная реакция американского президента стала неожиданностью. А в диаспорных кругах, которые болели за «икону» Померанцевой революции - даже вызвала заметное разочарование. Дескать, для чего было так спешить? Ответ на этот вопрос лежит не так в самом Белом Доме, как на улице Юрия Коцюбинского в Киеве, где находится кабинет посла США в Украине Джона Теффта. Именно будто бы за его рекомендацией, как не сложно догадаться, президент Обама стал одним из первых, кто поздравил Януковича. Таким образом господин Теффт лишь подтвердил свое реноме как дипломата, который любит действовать быстро и достаточно независимо от «центра».

На первый взгляд, реакция президента Обами может приводить в удивление и даже поражать. Как это так, президент страны, которая является олицетворением демократии в мире, поздравляет такого антидемократического героя, не дождавшись даже конца судебной эпопеи имени Юлии Тимошенко? Причем, героя, которому приписывают бандитский бэкграунд. И героя, который едва ли может быть лояльным к любым советам Вашингтона, как сейчас печалью замечают некоторые американские обозреватели.

Но на самом деле ничего особенно странного в этом нет.

Во-первых, не будем забывать, что президент Обама сформировался и политически стартовал в Чикаго - городе, мягко говоря, со специфической репутацией. И кто как не он и приближеные к нему выходцы из этого города хорошо осведомлены с таким феноменом, как «чикагская политическая машина» (Chicago political maсhine). Если коротко, то суть этого феномена заключается в том, что люди, которых в свое время подозревали в связях с мафией или даже сами непосредственно принимали участие в подобного рода группировках, потом занимали весомые политические посты в городе и оказывались прекрасными менеджерами (в украинском варианте - хозяйственниками). В результате - даже наиболее критически настроенные жители этого замечательного мегаполиса закрывали глаза на прошлое своих избранников. Так вот, если Янукович и его «профессионалы» действительно покажут, что при них экономика способна работать, как часы, а способность поддерживать политическую стабильность - это вообще их ключевая фишка, «чикагская политическая машина» может найти свое продолжение в Украине в виде «донецкой политической машины». Собственно, судя по моим разговорам с американскими экспертами и дипломатами, они где-то приблизительно на это и надеются.

Что же касается лояльности украинского президента к мысли Вашингтона, то и здесь не все так просто. Несмотря на «американскую бирку», прицепленную к Ющенко еще задолго до его избрания президентом, каждый, более или менее проинформированный с настоящим состоянием дел в отношениях все еще действующего президента с бывшими и нынешними коллегами из Белого Дома, может подтвердить: Виктор Андреевич никогда не отличался особой чуткостью к советам из Вашингтона. Для этого достаточно сосчитать лишь количество звонков и разговоров, в которых первые лица США по-дружески рекомендовали Ющенко прекратить войну с Тимошенко. Так что, у Януковича есть все шансы как-то «не словом, а делом» отблагодарить американского коллегу за более чем своевременное приветствие.