Актерские могилы навестили неравнодушные

Грустная и необычная акция прошла в минувшие выходные на Серафимовском кладбище. Волонтеры благотворительного фонда убирали заброшенные могилы петербургских и ленинградских артистов.

Этот неофициальный мемориал театральным и киноактерам на Серафимовском кладбище называют «Уголком ветеранов сцены». Люди, закончившие жизнь тихо, без цветов и поклонников в домах престарелых, с той же беззвесностью столкнулись и после смерти.

Елена Сидельникова, куратор благотворительных программ благотворительного фонда «Артист»: «Здесь раньше были кусты, только заросли были еще хуже. Потому что не было ни проходов, ни тропинок, ничего».

Волонтеры благотворительного фонда «Актер» поначалу и могилы-то с трудом могли отыскать в многолетних зарослях папоротника и травы. Беспощадным время оказалось и к надгробиям, и к памяти тех, кто погребен под ними. Последние захоронения относятся к 70-м годам прошлого века.

Елена Сидельникова, куратор благотворительных программ благотворительного фонда «Артист»: «Когда здесь это дело было более жизненно, в том смысле, что проводились захоронения и были живы родственники, все было хорошо. Сейчас, видимо, ухаживать за могилами некому. Поэтому все и пришло в такой упадок».

Режиссер Рудольф Фурманов был одним из инициаторов проекта. Его театр «Русская антреприза» хранит воспоминания и документы о десятках великих актеров. Но даже здесь имена обитателей Серафимовского кладбища невольно оказались преданы забвению.

Рудольф Фурманов, народный артист России: «Если мы будем сегодня думать о тех, кто с ними был, о великих людях… Ведь это такая профессия — штучная. Бывает, очень хороший артист, но незаметен, потому что он скромный, он не звезда, как сегодня говорят в шоу-бизнесе.

Но них тоже нужно заботиться».

Несколько чудом уцелевших плит напоминают о народном артисте РСФСР Сергее Неволине и солисте Мариинского театра Гуальтьере Боссе. Последний, кстати, был в 20-х любимцем ленинградской публики Его бас завораживал зрителей в операх «Электра» и «Летучий голландец».

Ольга Овечкина, заведующая архивом Мариинского театра: «В архиве Мариинского театра хранится личный альбом Гуалтьеры Боссэ, который он подарил своему другу — некоему Шурке. Здесь есть комментарии Боссэ к партиям, которые он исполнял. Мне кажется, это говорит о том, что человек был с юмором. Не зря ему удавались очень хорошо комические партии».

В Мариинском театре Боссэ служил больше 30 лет и до глубокой старости преподавал в консерватории. Надо заметить, его биография повторяет биографии многих крепких театральных профессионалов. Успех, востребованность при жизни и почти полное забвение после кончины.

На Серафимовском сейчас восемь мемориальных захоронений. В том числе, жертв блокады, воинов, погибших в Афганистане, и моряков атомной подлодки «Курск». «Уголок ветеранов сцены» мог бы стать девятым мемориалом кладбища после комплексной реконструкции этого участка.

Александр Авдеев, коммерческий директор фирмы-подрядчика ритуальных услуг: «Первоначально — это снос деревьев-угроз, вырубка больного кустарника, укладка тротуарной плиткой всей этой площади».

Когда-нибудь, мечтают волонтеры, у полуразрушенных актерских раковин появится памятный обелиск с именами и датами жизни театральных деятелей. Правда, поиск этих данных по архивам времени потребует куда больше, чем вырубка кустов и очистка надгробий.

Источник: http://www.tvnewz.ru/?watch=63895

0
1473
0