Милиционер-уголовник пошел на повышение

На модерации Отложенный

Человек, избивший Благовещенск, стал замом в местной администрации.

Ильдар Рамазанов, бывший начальник ГРОВД Благовещенска, пошел на повышение. Получив приговор и условный срок, он был уволен из органов – и практически сразу нашел новую работу. Правозащитники говорят, что место заместителя главы районной администрации – «по общим вопросам» было создано специально под него. Под человека, избившего целый город.

До 2004 года мало кто знал, что в России есть два Благовещенска – амурский и башкирский. После того, как ОМОН и милиция устроила там массовую «зачистку», второй стал знаменит примерно как Буденновск – но, в отличие от ставропольского райцентра, зверствовал там не Шамиль Басаев, а местный начальник милиции Ильдар Рамазанов.

По официальным данным зачистка была вынужденной мерой, и началась после того, как преступность в городке подскочила на 200%. В город ввели ОМОН, который вызвали из Чечни – силовики служили там в командировке. За время операции – тоже по официальным данным – было задержано 342 человека. Позже у 197 человек были зафиксированы травмы от побоев, позднее по результатам работы специальной комиссии центрального аппарата МВД выяснилось, что в ходе спецоперации пострадали более 1000 горожан.

Расследование этого инцидента продолжалось до 2005 года, а суд затянулся до мая 2010-го. Приговор вступил в законную силу только 8 июня 2010 года. Согласно приговору бывший начальник Благовещенского ГРОВД Ильдар Рамазанов признан виновным и осужден на пять с половиной лет лишения свободы условно, заместитель командира 1-й оперативной роты ОМОНа МВД РБ Олег Соколов осужден на 4,5 года лишения свободы условно, заместитель начальника милиции общественной безопасности города Олег Мирзин осужден на 4 года лишения свободы условно. Все время, пока продолжались заседания, большинство обвиняемых продолжали работать в органах МВД.

Теперь новоназначенный глава администрации, находящийся под условным сроком Ильдар Рамазанов, будет заниматься примерно тем же, чем и в декабре 2004 года – общаться с гражданами. По крайней мере, так поясняет сам экс-милиционер: по его словам, в его обязанности на новой должности входит в основном работа с обращениями горожан.

«СП» связалась с одним из пострадавших во время той зачистки Александром Кулаковым. Он рассказал, как это происходило:

«Часов, наверное, в полдевятого, в девять, я встретился со своей девушкой, и мы зашли в кафе. Купили две бутылки пива. Девушка отошла, я остался ждать у стойки, бутылки пива запечатанные стояли рядом. Забежали ребята в масках, поставили по стойке смирно всех, кто за столами сидел. Ко мне подошел один из наших милиционеров, и попросил предъявить паспорт.

А спросил, что случилось, потому что просто так у нас в жизни ничего не происходит. Он сказал омоновцам – «вот тут еще один есть». Они подошли ко мне, обшмонали, и закинули в свой грузовик. Все это сопровождалось ударами дубинок – «лежать, руки за голову», в приказной форме.

Когда нас привезли в Благовещенское РОВД, стали выгружать из «Камаза», крикнули – «последние 10, кто не успеет выйти, там и подохнут». И, насколько я знаю, пшикнули внутрь то ли «черемухой», то ли еще чем-то.

Когда в подвал спустили, расставили так – руки за голову, лицом к стене, чтобы метр от стены был. Ноги на ширине плеч. Представьте, в такой позе провести 4 часа. Идут постоянные проверки, у меня телефон стали проверять, якобы он числится украденным. Я говорю – «надо, поехали ко мне, у меня документы есть».

Периодически конечно устаешь, провисаешь, облокачиваешься, локтями до стены дотрагиваешься. Все это сопровождалось ударами дубинки, чтобы все как по струнке стояли.

«СП»: – А в чем-то обвиняли?

– После такого просто хотелось оттуда выйти. Людей подводили к столику, где были пустые бланки. Заполняли графу с фамилией и заставляли расписываться.

«СП»: – И кроме вас, там было очень много людей?

– Там было много народу.

Где я стоял, было два ряда, и когда меня уже выводили, везде, у входа, на всех лестницах, в коридоре – повсюду стояли люди».

Правозащитники возмущены назначением осужденного милиционера. Только месяц назад удалось добиться приговора – и без того сверхмягкого – как преступник вновь занимает официальную должность. Сам Ильдар Рамазанов считает, что ему запрещено работать только в милиции. По закону «О госслужбе» он также не имеет права быть государственным чиновником. В законе «О муниципальной службе» прямого запрета на работу людям с судимостью нет. Руководитель представительства Комитета против пыток в Республике Башкортостан Владислав Садыков считает: надо дождаться реакции прокуратуры, а уже потом действовать.

«СП»: – Ильдар Рамазанов участвовал лично в этих избиениях?

- Лично участвовал, более того – лично руководил. При его непосредственном участии их задерживали и доставляли в так называемый «фильтрационный пункт».

Он был осужден за превышение должностных полномочий, за существенные нарушения прав граждан. Именно в этом районе он это сделал, он преступник, и тут его назначают на такую должность.

«СП»: – Напомните, как это происходило.

– С 10 по 14 декабря 2004 года в городе Благовещенске и районе проводилась спецоперация с участием сотрудников ОМОНа и местного ГРОВД. Руководил этой операцией непосредственно начальник ГРОВД Рамазанов. В ходе этой операции было задержано по официальным данным более 300 человек, задержано незаконно. Они были доставлены в помещение бывшего медвытрезвителя, где устроили фильтрационный пункт.

Там этих людей содержали длительное время, при этом их постоянно избивали. Потом были незаконно составлены протоколы об административных правонарушениях, их фотографировали, снимали отпечатки пальцев, и только потом отпускали.

«СП»: – Кто-то потом обращался за медицинской помощью, с жалобами на избиения?

– Точно не помню, где-то около 100 человек. Потом люди обращались в местную прокуратуру, но она никаких действий не предприняла, у людей отказывались даже брать заявления. Позже, когда все эти сведения попали в СМИ, было заведено уголовное дело.

«СП»: – А приговор был вынесен только в этом году?

– Расследование завершилось в 2005 году, к уголовной ответственности привлекли 8 человек, непосредственно принимавших участие в операции. Помимо трех руководящих сотрудников было привлечено и 5 рядовых сотрудников. Их обвинили в незаконном проникновении в жилище и в избиении. Кроме того, были осуждены два участковых, которые составили ложные объяснения о том, что избитые граждане «получили эти повреждения при других обстоятельствах», за служебный подлог и превышение служебных полномочий.

Итого осуждено 10 человек. А омоновцы, которые непосредственно избивали граждан, их не привлекли, потому что их никто не смог опознать – они действовали в масках. Единственное, кто был привлечен, это командир роты.

«СП»: – А эта должность, «по общим вопросам» – она имеет какое-то наполнение, или это такая синекура?

– Насколько я знаю, такой должности раньше не существовало, но я не могу этого гарантировать. Якобы ее создали для Рамазанова.

«СП»: – А чем занимался Рамазанов после приговора?

– Все это время он работал в МВД, в течение всех этих лет. Приговор был вынесен в мае этого года, а вступил в силу только в июне. И, соответственно, после этого он должен был быть уволен. После этого почти сразу его взяли в администрацию.

Все это время Комитет против пыток занимался расследованием этого дела. Мы уже подали несколько исков о возмещении морального вреда, несколько уже выиграли. Один из потерпевших получил 80 тысяч рублей.

«СП»: – И против этого назначения вы тоже будете возражать?

– К нам почти сразу по этому поводу обратились потерпевшие. Сейчас мы ждем реакции прокуратуры и правоохранительных органов. Если реакции не будет, мы предпримем свои действия.