Взяточников в рядах милиции выявить непросто

На модерации Отложенный

Руководитель Управления собственной безопасности ГУВД Москвы Александр Трушкин в интервью «Комсомольской правде» заявил, что за четыре месяца нахождения на своем посту пока не сталкивался с тем, что должности в милиции покупаются за деньги.

«Что касается Евсюкова, то вопроса о его назначении я не знаю достоверно. Могу только сказать, что он назначался на вполне законных основаниях. А что там дальше случилось... Ну, кто же знает», - рассказал он и добавил, что многое о системе МВД «надумано». «Много говорят о том, что существуют целые коррупционные цепочки, мы начинаем проверять эту информацию, и цепочки обрываются на первом же звене. На тех сотрудниках, которые берут взятки», - пояснил Трушкин.

Вместе с тем, начальник УСБ столичного ГУВД признает, что бичом для правоохранительных органов является практически всё: «и коррупция, и гаишники, прячущиеся в кустах, и хамство некоторых милиционеров. Очень много к нам поступает жалоб, но я хочу особо подчеркнуть, что далеко не все они подтверждаются».

Он привел пример о том, что недавно были освобождены незаконно задержанные лица за так называемые «подбросы» - когда милиционер кладет в карман невиновному человеку наркотики или патрон. Был также задержан за крупную взятку начальника следственной части Зеленограда. А еще много жалоб на экономический блок милиции.

«Эта проблема связана в первую очередь с наличием крупных нарушений в этой сфере со стороны коммерсантов. Недобросовестные сотрудники милиции их выявляют, но, вместо того чтобы привлекать преступников к ответственности, берут с них взятки. А те с удовольствием их дают, чтобы не быть уличенными», - сказал собеседник «Комсомольской правды».

По словам Александра Трушкина, за 2009 год в УСБ поступило около 10 тыс. жалоб, и из них большая часть была, как ни странно, на сотрудников патрульно-постовой службы.ГИБДД же стоит где-то на третьем месте по количеству обращений к нам. Впрочем, говорит начальник управления, ППС всегда на виду у граждан. «А на ОБЭП, например, очень мало жалоб. А все потому, что люди жалуются на ОБЭП, когда те совсем уж нашкодили и слишком много денег запросили», - рассказал он.

Милицейский чиновник также сказал о том, что в ведомстве задавались вопросом, почему такие дорогостоящие машины стоят возле ОБЭП. «Взяли коллег из ГИБДД, провелипроверку. Останавливали сотрудников милиции, которые на крутых джипах ездят. Естественно, все в штатском, все по доверенности ездят, и никто из них не представился сотрудником милиции. После этого рейда мы пригласили сотрудников ОБЭП к себе, взяли у них объяснения. Все сказали, что жена - банкир,мама - миллионерша, ну и в таком духе», - пояснил Трушкин.

Он добавил, что в настоящее время у здания ОБЭП уже нет дорогих машин, так как «они их теперь во дворах, наверное, прячут». «А мы продолжаем работать, доказываем, что никаких богатых жен и родителей у этих милиционеров нет. Но ведь и это не является поводом для более серьезного разбирательства. За то, что ты на «Лексусе» ездишь, наказать нельзя», - отметил начальник управления.

«Так что единственное, что мы в УСБ можем, - внимательно приглядывать за этими сотрудниками, рассекающими на крутых иномарках, и попытаться их поймать на каких-то нетрудовых доходах. Поверьте, это непросто, они тоже воробьи стреляные и взятки в рукиналичными уже давно не берут», - подчеркнул Александр Трушкин.

Он убежден в том, что корни проблемы не в маленькой зарплате и не в «голодных детях дома».

«Сейчас у сотрудника милиции зарплата плюс-минус 20 тыс. рублей. Ну, сделают ему 50 тыс. рублей - хорошая зарплата, но он все равно скажет: да мне на бензин даже не хватает на той машине, на которой я езжу. И как брали, так и будут брать... Достойная зарплата, конечно, нужна. Нормальные, честные милиционеры не должны думать, какзаработать , у кого одолжить до получки. Они должны преступления раскрывать. Но если сотрудник нечестный, его и хорошая зарплата не заставит одуматься», - считает милиционер.

В ответ на предположение журналиста «КП» о том, что «коррупционеры в погонах» вряд ли действуют в одиночку и без ведома руководства, Трушкин сказал, что «к сожалению, долгие годы ответственность руководителей за подчиненных не была адекватной».

«Сейчас, при новых руководителях в ГУВД, ситуация стала потихоньку меняться. Достаточно начальников разного уровня уже сменили. Кого-то гласно уволили, кого-то - не афишируя слишком сильно. Но главное, что у нас есть четкие указания от руководства: расследовать все дела как есть, невзирая на звания и заслуги, и исходить из того, что за все действия милиционеров отвечает и их руководитель», - сказал он.

«Плюс к тому сейчас идет активная работа в плане воспитания личного состава, проводится масса занятий, инструктажей. И вы знаете, у нас уже стало меньше обращений граждан в службу «02» с жалобами на сотрудников милиции. А это объективный показатель, ведь скрыть сигналы на пульт «02» невозможно!» - добавил собеседник.

«Но, к сожалению, некоторые сотрудники милиции даже не понимают, что сейчас происходит. Они считают нормой брать взятки, обижать и оскорблять людей. Целое поколение выросло с ощущением этим, и как это все теперь сломать?» - вопрошает начальник Управления собственной безопасности ГУВД Москвы.

Он полагает, что такое ощущение исходит от самого общества. «К нам приходят уже зрелые люди, мы с ними тут в милиции ничего не делаем. Если ты вчера был порядочный, ты и завтра будешь порядочный. А если приходит молодой сержант или лейтенант и уже через полгода службы незнакомому человеку подбрасывает наркотики и считает себя героем, выполнившим план... Он ведь не у нас стал таким подлецом, он уже пришел таким в органы», - говорит руководитель УСБ.

«И опять-таки хочу подчеркнуть: ведь его руководители в курсе того, что происходило. Это ведь и они его посылали патрулировать улицы с установкой «без палки не возвращайся». И вот люди видят таких милиционеров, и складывается мнение о нас в обществе, и милиционерам дают деньги, вместо того чтобы жаловаться на них в УСБ, впрокуратуру. А они, в свою очередь, входят во вкус», - добавил он.

В заключение Александр Трушкин предположил, что, если милиционер взяточник и преступник, «он обязательно рано или поздно совершит преступление еще раз». Он также рассказал, что УСБ проводит работу по выявлению коррупционеров путем организации «подставных взяток».

«Проводим предварительную работу по сотруднику, а потом на вполне законных основаниях имеем право проводить оперативные эксперименты», - сказал чиновник. «Честным милиционерам бояться нечего. Пусть поставят хоть камеру, хоть микрофон, хоть диктофон, журналиста пусть посадят - все равно для человека, который не собирается ничего нарушать», - уверен он.