Проблема-2012: рано ставить точку

На модерации Отложенный

Владимир Путин напомнил, что президент обращается к нему на «вы», а он к нему - на «ты».
Очередное интервью Владимира Путина с откровениями о своих рабочих отношениях с Дмитрием Медведевым, которое он дал французской прессе, призвано подать сигнал, что Путин остается основным претендентом на должность президента в 2012 году. Вряд ли в этом интервью есть что-то случайное, в том числе и то, что в путинском пересказе премьер обращается к президенту на «ты», а президент к премьеру – на «вы». Думаю, что Путин очень хорошо продумывает слова, когда говорит на такую тему.

Ожидалось, что этот сигнал будет дан в феврале–марте во время съезда «Единой России», когда Путина, как многие думали, призовут обратно на царство. Но этого не случилось, и наоборот, в последнее время было много сигналов об усилении команды Медведева. Видимо, пришло время уравновесить этот перекос.

Сейчас мы одновременно видим все три исходящих «сверху» месседжа: что президентом 2012 будет непременно Путин, что президентом будет все-таки Медведев, и третий сигнал, который тоже довольно часто подается в последнее время: что между обоими лидерами полное согласие и равенство. Похожая стратегия противоречивых сигналов использовалась в 2007 году, когда одни источники «сливали» информацию о том что преемником точно будет Сергей Иванов, другие говорили: Зубков, кто-то кивал на Медведева, и до самого конца эта неопределенность сохранялась.

Сейчас можно признать, что эта стратегия тогда себя оправдала.

Отдельный вопрос – почему это интервью Путин дал зарубежной прессе. Уже не в первый раз мы наблюдаем, что наиболее откровенные ответы Владимир Путин дает именно в разговоре с зарубежными СМИ. Отчасти это, конечно, можно объяснить тем, что он не хочет поощрять своей откровенностью неудобные вопросы со стороны наших журналистов (ведь тогда ему придется отвечать на них слишком часто). Но есть и другое объяснение: зарубежным партнерам надо дать понять, что Владимир Путин остается тем лицом, с которым надо вести переговоры по ключевым вопросам. В последнее время могло показаться, что таким человеком, скорее, должен быть все-таки Медведев.

Как обстоят на самом деле отношения между двумя лидерами? Я думаю, они согласовывают процентов 80 из того, что говорят публично. Поэтому самое интересное – это, конечно, анализировать те 20%, которые являются полной импровизацией. Дать на этом основании ответ на вопрос, кто из них все же будет претендовать на пост в 2012 году, я не могу. Хотя многие уже уверены в возвращении Путина в президентское кресло, у меня по-прежнему в этом есть сомнения. У России есть опыт возвращения в большую политику одного из руководителей страны, но этот опыт довольно противоречив. Мы помним, как Виктор Черномырдин снова занял кресло премьер-министра в 1998 году, но не добился тогда больших успехов и смотрелся неубедительно: обстоятельства уже изменились слишком сильно.