Ждать ли Кавказу новых ударов от ИГИЛ

На модерации Отложенный

«Исламское государство» взяло на себя ответственность за три крупных теракта — нападение на военный городок Росгвардии в Чечне, лагерь спецназа в Бангладеш и британский парламент. При этом боевики пригрозили новыми вылазками не только на Северном Кавказе, но и в крупных городах США и Евросоюза.

Новый «облик» террора

О том, что «Исламское государство» взяло на себя ответственность за нападение боевиков на военный городок Росгвардии около станицы Наурская сообщило информационное агентство Amaq, которое принадлежит террористической группировке: в ее сообщении шестеро боевиков, погибших в ходе нападения, названы «солдатами халифата».

Одновременно с этим «Исламское государство» через Amaq взяло на себя ответственность за нападение на тренировочную базу полицейского спецназа в Дакке, столице Бангладеш, которое произошло 17 марта. Террорист-смертник перелез через стену и взорвал себя около душевой, где сотрудники спецназа были на помывке. В результате тяжелые ранения получили двое полицейских.

Причем нападение на лагерь спецназа в Дакке произошло буквально на следующий день после того, как полицейские провели спецоперацию в городе Читтагонг по поимке предполагаемых террористов. Двое боевиков взорвали себя, чтобы их не арестовали. И, вероятнее всего, нападение на полицейский лагерь в Бангладеш было местью за эту спецоперацию, обращает внимание SITE Intelligence Group — группа экспертов, которая ведет мониторинг интернет-активности радикальных и террористических группировок во всем мире.

Напомним, что ранее именно «Исламское государство» взяло на себя ответственность и за двойной теракт на Вестминстерском мосту (рядом со зданием парламента) в Лондоне, в ходе которого погибли пять человек. Сразу после этого все то же вездесущее Amaq распространило сообщение от имени некой группировки «Аль-Нусра аль-Шинкитийя», предположительно также связанной с «Исламским государством». Она грозит новыми масштабными терактами (наподобие лондонского) другим городам США и стран Европы. Бряцая оружием, боевики даже пытаются убедить своих сторонников, что им под силу угнать пассажирский самолет.

Как видно, сегодня борьба с терроризмом должна стать совместной задачей разных государств. Об этом говорил и российский президент Владимир Путин, который в пятницу в Кремле принимал кандидата на пост президента Франции, лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен.

По словам Ле Пен, сегодня и сама террористическая угроза приобретает новые формы — скажем, в страны Европы под видом мигрантов пробираются боевики-одиночки, которые затем по призыву группировок вроде «Исламского государства» наносят удары по военным и мирному населению.

Кадыров взял вину на себя

Чеченский лидер Рамзан Кадыров объявил, что личности шести нападавших на военный городок Росгвардии уже установлены, — это Магомед Акбулатов, Хизир Закараев, Умар Мусалаев, Шамиль, Магомед и Халид Муридовы. Все они были местными жителями, проживали в станице Наурской.

Подробнее всего известна биография братьев Муридовых. Старший и средний братья родились в поселке Степном Цымлянского района Ростовской области. Туда же они часто ездили на заработки (в Наурской живут их мать и сестра).

По официально пока неподтвержденным данным, братья состояли в Центре противодействия экстремизму (ЦПЭ) на «профилактическом учете» как исповедующие радикальный ислам.

Сам Рамзан Кадыров, комментируя нападение на военный городок Росгвардии, сделал картинный политический жест и возложил лично на себя часть вины за гибель военнослужащих.

— В первую очередь это моя вина и вина всех силовых и правоохранительных структур, находящихся в Чечне.

Мы расслабились, думали, что всех нейтрализовали и задержали. Но у этих шайтанов коварные замыслы, — заявил чеченский лидер. Как он написал в своем инстаграме, боевики намеревались захватить оружейный склад войсковой части, чтобы потом использовать оружие для новых терактов.

Сразу после заявления Кадырова в прессе появилась информация о том, что силовики якобы задержали родственников парней, которые участвовали в нападении на артиллерийский полк Росгвардии. Официально никакого опровержения от МВД по Чечне пока не поступало.

Погибших — к наградам, а командирам — выговор?

Росгвардия также отреагировала на заявления «Исламского государства», взявшего на себя ответственность за теракт. «Этот факт в очередной раз показал, что войска национальной гвардии Российской Федерации находятся на переднем крае борьбы с международным терроризмом», — говорится в официальном сообщении силового ведомства.

Кроме того, советник директора Росгвардии Александр Хинштейн сообщил, что все погибшие военнослужащие будут посмертно представлены к государственным наградам за проявленные мужество и героизм. Впрочем, стоит напомнить, что сейчас в Наурской работает оперативная группа из центрального аппарата войск Росгвардии отправили оперативную группу, которая должна дать ответ на вопрос: можно ли было предотвратить такие многочисленные жертвы среди военнослужащих.

Ведь, напомним, боевикам все же удалось проникнуть на охраняемую территорию военной базы. По одной из версий (ее активно тиражирует пресса), их пропустили патрульные на КПП, которым боевики заявили, будто вернулись из самоволки. Правда это или журналистская «утка», и должна выяснить московская комиссия.

Замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что вылазка боевиков в Наурской мождет быть связана с тем, что часть террористов, некогда выехавших в Сирию и Ирак, возвращается обратно на Северный Кавказ. И здесь они пытаются посеять панику среди населения, для чего и устраивают громкие, но бессмысленные вылазки.

Эксперт по терроризму Брюс Хоффман считает, что сегодня, на фоне ряда военных поражений «Исламского государства», его популярность среди радикально настроенной молодежи снижается. И на этом фоне, говорит Хоффман, в Сирии и Ираке уже начался отток части боевиков в другие группировки — в частности, в «Аль-Каиду» (которая, кстати, еще недавно считалась едва ли главным идеологическим оппонентом «Исламского государства»).

— Можно уверенно говорить о том, что никаких реальных организационных структур «Исламского государства» на Северном Кавказе и в России вообще нет! И в обозримом будущем они не появятся. В случае с нападением на часть Росгвардии (и в остальных аналогичных) бренд «Исламского государства» выступает в роли своеобразной франшизы, — размышляет в беседе со «Свободной прессой» секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина.

По словам Яны Амелиной, в молодежной среде должна вестись каждодневная работа по профилактике радикализма. В качестве примера эффективности такой работы эксперт приводит Северную Осетию.

«В республике проводится еженедельный меджлис или собрание, куда вызывают каждого, кого заподозрят в отходе от традиционного ислама (меры воздействия — порицание, внушение, исключение из общины), пятничная проповедь постоянно посвящена недопустимости радикализма. Члены муфтията постоянно обращаются в правоохранительные органы по поводу подозрительных лиц», — говорит Амелина.

И будем надеяться, что этих мер будет достаточно для того, чтобы не повторялись события станицы Наурской.