В военных городках Северо-Запада о Шойгу говорят, как прежде о Сердюкове

На модерации Отложенный

Перекрыть федеральную трассу А-121 «Санкт-Петербург — Сортавала» грозятся жители поселка Сапёрное, что в Приозерском районе Ленинградской области. И стоять на ней они намерены до тех пор, пока не будут, наконец, решены их проблемы. А если и это не поможет, станут добиваться, чтобы в Сапёрный приехал президент РФ Владимир Путин. Тогда уж наверняка, уверены люди, их дома отремонтируют, в квартиры дадут тепло, мусор станут вывозить регулярно, а не копить его, создавая свалки под окнами, приведут в порядок дороги, по которым проехать сегодня можно разве что на танке.

Но прежде, чем выходить на трассу, они написали на имя главы государства письмо, в котором перечислили все свои многочисленные беды, назвав главного их виновника — Министерство обороны России.

Сапёрное — это бывшая финская деревня Веняя Валкъярви («Русское белое озеро»). Толчок к развитию она получила в 1945 году, когда здесь был обустроен закрытый военный городок. Что ни говори, а места-то приграничные. Были тут у служивых и их семей вполне цивилизованные условия, включая квартиры со всеми удобствами, хорошие дороги, клуб.

Были, да давно кончились, говорят теперь жители Сапёрного. Их более 3500 человек, большая часть из которых — отставники. Отслужив своё, остались жить с женами и детьми в домах, построенных для них. Ехать, собственно, было и некуда. Военное начальство не возражало.

Дозвонившись до Саперного, ваш корреспондент поговорила с несколькими старожилами, расспросив их о житье-бытье. Все ли на самом деле так плохо, как они о том заявляют в своих протестных угрозах?

Валентина Александровна С., живет в поселке более тридцати лет. Проживает с мужем-отставником в двухкомнатной квартире. Дом постройки конца 1960-х.

 — Дом наш совсем ветхий, вот-вот, кажется, разрушится, — вздыхает Валентина Александровна. — За все те годы, что мы и ещё несколько десятка семей живем в нем, он ни разу капитально не ремонтировался. Переезжать куда-то нам по большому счету некуда, хотя дочь и зовёт к себе в областной центр. Но у неё с мужем квартирка небольшая, и дети малые. Да уезжать и не хочется, мы к этому месту уже прикипели. Но если бытовые условия не улучшатся, видимо, придется ехать.

«СП»: — Давно в Сапёрном такая плохая ситуация?

 — Не первый год. Началось ещё в 1990-х годах. Потом вроде бы стабилизировалось, но лишь частично, преимущественно в отношении действующих военнослужащих. С трудом мы пережили прошлую зиму. Она, как, наверное, помните, была очень холодной. Морозы за окном доходили до 40 градусов. А в квартирах температура не поднималась выше +10…

«СП»: — Зато плата за коммунальные услуги, наверное, невысокая?

 — Что вы, тарифы просто сумасшедшие! За нашу «двушку» в пятиэтажном панельном доме мы с мужем платим сейчас около девяти тысяч рублей. Я считаю, это просто грабеж. Не могут стоить столько едва теплые батареи, идущая из «горячих» кранов холодная вода, перебои с электричеством.

Знакомая моей собеседницы из соседнего дома Наталья Владимировна Л., добавляет:

 — Почему в поселке с отоплением проблемы? Потому что угля в котельной нет. А его нет по причине отсутствия закупок. Управляющая компания то ли забыла сделать их своевременно, то ли решила на нас сэкономить!

Управляющая организация в Сапёрном — ведомственная, как и сами здания. Это — ООО «ГУЖФ» (Главное управление жилищного фонда Минобороны РФ). Основным же поставщиком всех коммунальных услуг для армии с весны 2015 года решением президента и правительства РФ является АО «ГУ ЖКХ». Но сама эта «военная жилконтора» работы не выполняет, а нанимает сторонние организации.

По сообщениям СМИ, в Ленобласти такой организацией являются фирмы, аффилированные с Евгением Пригожиным, главой бизнес-империи «Конкорд».

По их ли недосмотру или «главного поставщика», но на сегодня задолженность «ГУ ЖКХ» перед ресурсоснабжающими организациями составляет в Ленинградской области более 106 миллионов рублей. Это поставщики воды, света, мазута, угля. Проведенные проверки на котельных в воинских частях показали, что они не готовы к отопительному сезону, начавшемуся, заметим, точно не вчера.

Помочь людям в Сапёрном пытаются муниципалы Ромашкинского поселения Приозерского района. Глава администрации этого МО Сергей Танков и глава совета депутатов Валентина Смирнова официально обратились как к президенту, так и к министру обороны РФ с письмом-заявлением. Не письмо, а крик души. Вот несколько строк-цитат из него: «В Сапёрном — катастрофическая ситуация. Жилищный фонд, котельные, инфраструктура в неудовлетворительном состоянии. Текущий ремонт длительное время не производится. Дороги не ремонтируются и не очищаются от снега. Твердые коммунальные отходы вывозятся не своевременно, крупногабаритные отходы неоправданно долгое время скапливаются у контейнерных площадок, которые в свою очередь находятся в непотребном виде».

 — Хорошо, что вы позвонили, может быть, с помощью прессы удастся сдвинуть дело с мертвой точки, — ответил на звонок корреспондента «СП» Сергей Владимирович Танков. Он, к слову, сам отставник. По воинской специальности — офицер ПВО. С 2006 года возглавляет муниципальную администрацию. — Бьемся не первый год за нормализации ситуации в поселке Сапёрном. Предлагали Министерству обороны передать часть жилых зданий поселка в наше ведение. Ну, резонно же — если вы по какой-то причине не справляетесь, то почему из-за этого должны страдать люди? Мы со своей стороны готовы взять все дома на баланс, навести в них порядок.

«СП»: — И что отвечают военные?

— Не хотят передавать с баланса на баланс, и всё тут. По принципу, собаки на сене, которая и сама сена не ест, и другим не дает.

«СП»: — Но на нынешнее ваше и жителей поселка электронное письмо президенту отреагировали, знаю, оперативно, прислав из Москвы кого-то из руководителей АО «ГУ ЖКХ».

 — Мы тоже так подумали, что специалист прибыл, во всем разберется, ситуация выправится. Нет, приехала молодая женщина Юлия Гаврилина, представилась руководителем пресс-службы Управления жилищного фонда МО РФ. Все что она сказала, было в сущности, повторением того что мы писали в своем обращении к высшей власти страны. Что дома старые, давно без ремонта. И для этого надо было ехать из столицы в такую даль?..

«СП»: — Я звонила сегодня некоторым жителям поселка, говорят, вчера вечером тепло в дома дали…

— Ну, да, и мусор вывозят. Надо же «отреагировать». Подозреваю, что на этих мелких одолжениях всё может и кончиться. Речь же идет о том, чтобы навести порядок в поселке не на неделю-другую, не в зимний период, когда проблемы особенно остры, а, так сказать, постоянно. Будет Минобороны этим заниматься? Не уверен.

Коллеги Сергея Танкова по работе в отдаленных населенных пунктах региона, которым удалось дозвониться, были категоричнее, заявив, что такого рода военные городки, как Сапёрный, часто остаются без министерского глаза, и военнослужащие, как и гражданское население не живут в них, а выживают. В этом отношении ничего не меняется по сравнению с временами скандального экс-министра обороны Сердюкова.