В Белоруссию прибывает первая "контрактная" иранская нефть

На модерации Отложенный

В Белоруссию на этой неделе прибывает первая нефть из Ирана. Первый танкер с иранской нефтью для Белоруссии уже добрался до Украины, а оттуда нефть сухопутным путем будет транспортироваться в республику. Об этом сегодня заявил замгендиректора компании «Белорусская нефтяная компания» (БНК) Сергей Гриб.

По его словам, танкер с иранской нефтью для Белоруссии уже прибыл в порт Одессы. Предназначено сырье для Мозырского НПЗ, куда оно и поступит на этой неделе — не по морю, разумеется.

«Танкер с иранской нефтью объемом 80 тыс тонн прибыл в порт Одессы и уже разгружен», — сообщил Гриб, слова которого цитирует белорусское информагентство Белта.

Недавно Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) сообщала, что Beloil Polska, которая является «дочкой» БНК, заключила соглашение о приобретении 600 тыс баррелей нефти из Ирана.

Ранее белорусский президент Александр Лукашенко настоятельно потребовал от правительства республики найти варианты поставок сырой нефти в Белоруссию не из России.

«Мы договаривались, что в ближайшее время вы мне доложите о ситуации в нефтегазовом комплексе страны, особенно в связи с поведением России. По нашим договоренностям и соглашениям, ранее заключенным, какая у нас обстановка? — спросил тогда Лукашенко вице-премьера страны. — Катастрофы нет, но сокращение поставок нефти от Российской Федерации должно быть замещено альтернативными вариантами».

Потребность в поиске альтернативных путей поставок нефти возникла у Белоруссии ввиду сокращения импорта из России. Москва планировала в 2016–2024 годах экспортировать в Белоруссию 24 млн тонн нефти в год. Однако во второй половине 2016-го уменьшила объем поставок в 1,5 раза (с 5,3 до 3,5 млн тонн за квартал) и грозит сохранить столь низкий уровень и в начале нынешнего года.

Причина в том, что Белоруссия очень сильно задолжала России за газ — к настоящему времени около 600 млн долларов. Стремясь добиться снижения цены на «голубое топливо», Минск весь прошлый год откровенно недоплачивал поставщику — компании «Газпром трансгаз Беларусь». Это повлекло за собой цепочку взаимных ограничений по нефтегазовой линии, включая до сих пор неразрешенный конфликт по поводу тарифов на транзит российской нефти в Европу.

Собственная нефтедобыча в Белоруссии очень мала — чуть более 1,6 млн тонн в год.

Поэтому альтернативу российской нефти правительство ищет в основном за границей. В прошлом году всерьез рассматривались варианты с поставками сырья из Судана и Ирана. Но непонятно было, как решать проблему транспортировки — ближайший путь из этих стран в Белоруссию все равно лежит через Россию. Но, видимо, Белоруссия решила пойти в обход. Насколько рентабельными и продолжительными окажутся такие поставки — покажет время.