ПРО в Европе: новый виток холодной войны

На модерации Отложенный

На фоне обострения российско-американских отношений всё чаще (как в СМИ, так и среди политиков разных стран) поднимается вопрос ядерной безопасности в мире. В Пентагоне считают, что преимущество у Вашингтона, если говорить о противостоянии с Москвой. В первую очередь за счёт того, что в Европе находится несколько американских систем ПРО, которые якобы могут сдержать российскую агрессию. К слову, самые близкие из них к границе РФ находятся в Румынии и Польше.

Казалось бы, такое расположение должно вообще сделать ядерный потенциал Москвы бесполезным.

У США есть система стратегической ПРО – GMD. Она способная перехватывать боеголовки межконтинентальных баллистических ракет. Только вот проблема – последние 18 тестовых перехватов показали только 9 попаданий по условной цели, т. е. вероятность сбить вражескую боеголовку составляет 50%. И это при том, что испытания проводятся в максимально простых условиях, а цель заранее известна и всего лишь одна. Есть ещё правда более современный американский прототип – Aegis Ashore, который сейчас уже установили в Румынии и оборудуют в Польше, заменяя старую установку. У него шанс сбить ракету выше, но это при условии, что перехват будет осуществлён на начальном этапе. Если же, к примеру, РФ запустит снаряды с подлодок в Тихом океане, то Aegis Ashore с его радиусом в 700 км окажется бесполезным. И тут мы приходим к печальном выводу – ни у кого в мире нет стопроцентной защиты от ядерного удара. Технологии ещё просто не достигли таких высот, чтобы за минуту уничтожить сотни ракет на сверхзвуковой скорости с разной траекторией во всевозможных частях мира.

"Давно уже бытует мнение, что система ПРО необходима для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, а затраты здесь не главное. По большому счёту, идеальной системой ПРО считается та, которая уничтожает ракеты противника сразу после старта, на взлёте в первые 60-110 секунд полёта. Но такой перехват возможен в том случае если системы ПРО находятся близко к потенциальному противнику или на космической орбите. Система СОИ, как мы помним, предполагала уничтожение ракет из космоса с помощью химического лазера. Вся проблема в том, что генералы и политики не готовы признать, что США, Европа и Россия, а тем более все остальные страны беззащитны перед массированным ракетно-ядерным ударом. Население не поймёт. Но если у вас и вашего оппонента есть более чем тысяча носителей с разделяющимися ядерными боеголовками, то 200 носителей, а это от 200 до тысячи зарядов, достигнет цели. Т.е. противоядия нет. Но что-то делать надо, вот и пытаются развивать системы ПРО. Дорого, неэффективно, но по крайней мере не обвинишь генералов, политиков и учёных в бездействии", – делится своим мнением директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

Тогда зачем США продолжают настаивать на установке дополнительных систем в Европе? Ведь уже не первый месяц идут переговоры с Данией и Норвегией. Тут нужно вспомнить времена холодной войны. В условиях ядерного паритета Вашингтон и Москва пытались "застолбить" как можно больше точек на планете. Закончилось всё тем, что ракет стало слишком много, появилась гарантия взаимного уничтожения. Тогда борьба перешла в другой уровень, а военное присутствие плавно стало перерастать в чисто политическое влияние. Похоже, то, что сейчас происходит можно назвать остаточным эффектом.

Политолог Иван Преображенский рассказал, что противоракетные системы в Европе – это скорее символ, чем действенный инструмент: "ПРО США – это реликтовое оборонительное решение, финансирование на которое было выделено, НИОКР проведён, техника произведена и остановить процесс даже администрация Барака Обамы, которая относилась к этой идее скептически, уже не смогла. Очевидно, что технически такая инициатива была совершенно бессмысленной, если не считать, что США и правда хотели защищаться от Ирана и других стран, обладающих ракетными технологиями, но не входящими в систему международных договоров. Сейчас эта система ПРО в наибольшей степени – символическое решение, призванное поддержать союзников по НАТО в Центральной и Восточной Европе. Самым действенным элементом системы вообще-то должен был быть радар, который предполагалось разместить в Чехии и которого сейчас нет. Мне трудно судить, насколько даже модернизированной эта система могла бы угрожать России и её союзникам. Скорее всего, никак, если не предположить, что США опасаются в будущем, что российский ракетный потенциал выйдет из-под контроля Кремля, что нереально себе представить".

К сожалению, российской стороной инициатива по переоборудованию системы ПРО в Польше и установка его в Румынии (не говоря уже о возможности размещения в Скандинавии) воспринимается, как чуть ли не акт агрессии. Впрочем, военные специалисты не скрывают, что Москва при необходимости может преодолеть этот "щит", т. е. де-факто в ПРО угрозы нет. Обе стороны (США и РФ) не хотят нажимать на "кнопку", но это не мешает спекулировать этой темой, как и во времена холодной войны. Повод для США: "РФ скоро нападёт". Для России: "Пентагон у наших границ". ПРО для них – это самый удобный способ раскручивать тему в своём информационном поле, чтобы очернить противника.