Османский план Эрдогана: Россию выживают с Южного Кавказа

На модерации Отложенный

Любая война выгодна как минимум одной из противоборствующих сторон — это аксиома, не требующая доказательств. За нынешним обострением вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе тоже стоят заинтересованные стороны — эта территория является предметом давнего спора между Азербайджаном и Арменией. И, как это водится, за спиной у каждой из этих стран есть влиятельный союзник. Для Баку, что очевидно, это в первую очередь Турция, для Еревана — Россия. По логике вещей, «сюзерены» должны вступиться за своих «вассалов» и тоже обнажить шпаги. Сойдутся ли сейчас Москва и Анкара в схватке за влияние на Кавказе?

Азербайджан утверждает, что был вынужден вступить в боевые действия после обстрела своей территории с армянской стороны, Армения в свою очередь говорит обратное, мол, азербайджанцы развязали войну первыми. Прям как дети, которые драку между собой объясняют словами «он первый начал». Трудно быть объективными в подобной ситуации, тем более, что ни те, ни другие далеко не святые и прежние стычки за Нагорный Карабах происходили после провокаций как азербайджанской, так и армянской сторон. Однако нужно понимать, что Ереван в этом давнем споре является стороной в большей степени обороняющейся, а Баку — наступающей. И сейчас азербайджанская армия не просто «огрызнулась» огнём, а перешла в массированное наступление, не скрывая, что намерена силой вернуть свои «оккупированные» территории.

Здесь нужно вспомнить, что конфликт в Нагорном Карабахе между проживающими там армянами и азербайджанцами имеет давнюю историю, в том числе и современную, начиная с 1988 года и войну 1992−1994 годов. Верх в конечном итоге тогда одержали армяне, заявив о создании Нагорно-Карабахской Республики, которая до сих пор никем в мире не признана, в том числе и Ереваном, который формально считает эту территорию своей. Все последующие годы на линии разграничения НКР с Азербайджаном с различной степенью интенсивности происходили боестолкновения между азербайджанскими военнослужащими и бойцами армии обороны Нагорного Карабаха.

Наиболее серьезные обострения с применением авиации и тяжелого вооружения здесь были отмечены в конце июля — начале августа 2014 года, а также в апреле 2016 года. Тогда каждая из сторон понесла серьезные потери в живой силе и технике, однако какого-то результата азербайджанская армия, которая пыталась выбить армян из НКР, не добилась. В итоге 20 июня 2016 года было подписано трехстороннее заявление по итогам встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге о приверженности к нормализации обстановки. При этом на границе продолжали происходить локальные инциденты с применением огнестрельного оружия. О последнем возобновлении боев на азербайджано-армянской границе стало известно уже 16 июля 2020 года, когда стороны обвинили друг друга в эскалации конфликта и нарушении режима прекращения огня.

Собственно, этот небольшой экскурс напрямую связан с нынешними боевыми действиями в Нагорном Карабахе, который начался 27 сентября нынешнего года. И здесь есть два нюанса со сторонами-участниками вооруженного конфликта, вернее, с теми сторонами, которые стоят за Арменией и Азербайджаном. Москва, которая на протяжении почти 30 лет оставалась в роли стороннего наблюдателя, и не вмешиваясь в противостояние Еревана и Баку, в какой-то степени выступала в качестве примирителя. Не раз благодаря её участию конфликт удавалось притушить. При этом Россия снабжала и Армению, и Азербайджан вооружением — Баку продавала, а Еревану поставляла в счёт так называемого оружейного кредита, который так и не возвращён. Балансируя между лидерами этих стран российскому президенту Владимиру Путину удавалось сохранять союзнические отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, выступая при этом в качестве миротворца. Однако сейчас в этом регионе появился другой «переговорщик» — президент Турции Реджеп Эрдоган, который активно перетягивает одеяло на свою сторону.

Именно поддержка Анкары (как утверждается исключительно моральная) развязала руки Баку в нынешнем наступлении на Нагорный Карабах. И в сторону Путина азербайджанский президент Ильхам Алиев уже не смотрит и заявляет, что за стол переговоров сядет лишь в случае, если армянские военные покинут территорию НКР и туда смогут вернуться беженцы-мусульмане. И это именно та риторика, с которой выступает турецкий Эрдоган, говорящий о том, что настало время вернуть Азербайджану «оккупированные» территории. Эти условия в Ереване не приемлют и уходить армяне из НКР не собираются. Их можно выбить только силой. И эта сила в данной ситуации не армия Азербайджана, а турецкие вооруженные силы, которые способны втянуться в войну в Нагорном Карабахе.

Решимости Алиеву в развязывании нынешних боевых действий в Нагорном Карабахе придал именно Эрдоган, который, как можно предположить, пообещал военную поддержку Азербайджану, в случае если Россия вмешается в конфликт. Образно говоря, турецкое военное присутствие должно связать Москве руки и оставить Армению один на один с Азербайджаном и стоящей за его спиной Турцией.

— Если Эрдогану удастся добиться успеха в выполнении своего замысла в Нагорном Карабахе, то он сможет таким образом вытеснить Россию с территории Южного Кавказа, — рассказал «СП» академик, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Андраник Мигранян. — Собственно это и есть часть его глобального плана по возрождению Османской империи, которым он грезит и старается реализовать. Создание тюркского анклава в этом регионе является лишь одной его частью. Азербайджан фактически полностью является протурецким, очевидна и плохо скрываемая турецкая экспансия в Грузии, и Нагорный Карабах рассматривается Эрдоганом именно сферой своего влияния. Если Россия не даст однозначный отпор, то станет уязвимой на этом направлении, да и не только на нём.

У самого Эрдогана достаточно много сейчас проблем с Соединенными Штатами, Францией, Грецией, Кипром, Ираном из-за проводимой им агрессивной политики. Имеет он и внутренние проблемы в самой Турции, его Партия справедливости и развития терпит одно за другим поражение на муниципальных выборах в целом ряде городов. Нет гарантии, что и он сам в очередной раз победит на президентских выборах. Поэтому участие в конфликте в Нагорном Карабахе Эрдоган ещё рассматривает как возможность восстановить роль национального лидера. Есть проблемы и у президента Алиева, авторитарный режим которого в Азербайджане далеко не всех устраивает. Для каждого из них маленькая победоносная война рассматривается именно как утверждение своего авторитета в своих странах и возможность удержаться в президентском кресле. Вот только победа пока как-то слабо получается. А если своё твёрдое слово скажет Москва, то глобальной войны удастся избежать.

Сможет ли Азербайджан одолеть Армению в споре за Нагорный Карабах с применением военной силы? Теоретически — может. Здесь в руках Баку гораздо больше козырей, чем у Еревана. Азербайджанская армия больше по численности, в её рядах служат более 130 тысяч военнослужащих, против 45 тысяч в Армении (тут и численность населения Азербайджана гораздо больше -10 миллионов против 3-х), разнится и мобилизационный ресурс — 850 тысяч «штыков» у Баку и лишь 200 тысяч у Еревана. По количеству вооружений и военной техники Азербайджан тоже превосходит Армению. Если по танкам, то это 785 (из которых 200 это Т-90С) против 320 (большей частью Т-72 и Т-55), по БМП 2 800 против 750, в артиллерии (самоходной и буксируемой) 774 против 238, по РСЗО — у азербайджанской армии 450 установок, у армянской -70.

Превосходит Азербайджан Армению и по численности боевой авиации, но это тоже «слабое звено» в военной структуре Баку — ВВС страны располагает устаревшими (не модифицированными) истребителями МиГ-29 и МиГ-25, а также итальянскими учебно-боевыми (позиционируются как лёгкие истребители) Aeromacchi M-346. Есть ещё два фронтовых бомбардировщика Су-24 и 16 штурмовиков Су-25. У Еревана в «заначке» недавно появились 4 истребителя Су-30СМ, которые в реальных условиях пока не применялись.

Война в воздухе с обеих сторон активно не ведется, из известного — сбитый азербайджанский Ан-2 («кукурузник»), а сейчас появилась информация о подбитом армянском штурмовике Су-25, который, якобы, завалил турецкий F-16 (Анкара и Баку подобный факт отвергают). Здесь причина кроется в средствах ПВО Армении, в составе которых имеются ЗРС С-300 В, ЗРК Тор-М2КМ, Бук-М2, С-125 «Нева», комплексы «Круг», «Куб» и другие, том числе переносные зенитно-ракетные комплексы «Верба», «Игла», «Стрела-2». И здесь у Еревана есть преимущество над Баку, который по ПВО несколько уступает, хотя и имеет на вооружении два дивизиона российских С-300ПМУ2 «Фаворит», одним дивизионом израильских ЗРС Барак-8, а также белорусскими комплексами Т38 «Стилет» и израильскими SPYDER SR.

При том, что соотношение военных сил Армении и Азербайджана выглядит предпочтительнее в пользу последних, особых успехов в наземной операции в Нагорном Карабахе, как видно, Баку достигнуть не сумел, хотя и продолжает активные боевые действия. Не может или не хочет?