Кремль опять поскользнется на дорогой нефти

Во вторник, 7 ноября, цена на нефть марки Brent в ходе торгов на Лондонской бирже установилась на отметке $ 64,19 за баррель. Это на 0,12% ниже планки, достигнутой накануне, но все равно рекорд. В последний раз биржа видела такие котировки в июне 2015 года.

Цены на «черное золото» начали расти 4 ноября, на фоне начала масштабной антикоррупционной кампании в Саудовской Аравии. В минувшие выходные стало известно об отстранении от власти и аресте 11 высокопоставленных чиновников в Эр-Рияде, в том числе министров и членов королевской семьи. По сообщениям агентства Reuters, большинству из них предъявлены обвинения во взяточничестве, отмывании денег и других преступлениях. Среди них — миллиардер Аль-Валид бин Талал.

Заметим: по данным Forbes, состояние бин Талала — около $ 19 млрд. Принц является крупнейшим акционером финансовой корпорации Citigroup, ему также принадлежит вторая по размеру доля в медиакомпании 21st Century Fox. Как пишет The New York Times, еще в октябре бин Талал давал интервью западным СМИ о криптовалютах и возможной частичной приватизации государственной нефтяной компании Aramco.

За несколько часов до ареста указом короля Салмана ибн Абдул-Азиза был создан антикоррупционный комитет, который возглавил престолонаследник — сын короля, принц Мухаммад бин Салман. Сам король, выступая по национальному телевидению, заявил, что «закон покарает каждого, кто трогал деньги общества и не защитил их, или похитил их, или злоупотребил своей властью и влиянием».

Параллельно с арестами в отставку был отправлен глава Национальной гвардии — сын предыдущего короля Абдаллы принц Митеб, которого считали одним из немногих людей среди высших саудовских чиновников, не входивших в сферу влияния престолонаследника Мухаммада.

Аресты высокопоставленных деятелей, по мнению наблюдателей, свидетельствуют об укреплении позиций бин Салмана. А принц Мохаммед считается последовательным сторонником сокращения квот ОПЕК на добычу нефти, что уже привело к балансировке рынка «черного золота».

Как заявил бывший генеральный секретарь ОПЕК Рене Ортис, тенденция роста цен на нефть сохранится, так как спрос и предложение сырой нефти восстановили свой баланс.

«Рост спроса — уже тенденция. Заметно, что экономический подъем Евросоюза и Азии будет усиливаться», — считает Ортис. По его словам, если раньше ожидалось «около 120 тысяч баррелей в день дополнительного спроса», то сейчас ожидания повысились до 200 тысяч баррелей в день.

Ортис отметил, что, «вероятно, в 2018 году не потребуется Алжирское соглашение», которое предусматривает сокращение на 1,8 миллиона баррелей в день от производства нефти со стороны ОПЕК и стран вне группы, таких как Россия.

Что на деле происходит с ценами на «черное золото», как это отразится на экономике России?

— Мы уже попадали в ловушку нефтяных цен в 1970-е, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — После нефтяного кризиса 1973 года цены на «черное золото» понялись в 4 раза, и неожиданно выяснилось, что мы можем жить не особенно напрягаясь, за счет нефтяной ренты. До этого у СССР был довольно скромный экспорт «черного золота». В основном, поставки шли в страны соцлагеря, но в середине 1970-х было принято решение выходить на мировой рынок.

Это решение сослужило нам плохую службу. На мировом рынке на вырученные деньги мы стали покупать машины и оборудование, плюс впадать в технологическую зависимость от Запада, а успехи индустриализации страны стали постепенно размываться. Кончилось тем, что российский бюджет плотно сел на нефтегазовую иглу.

После кризиса 2014 года появилась надежда, что ситуация изменится. Российское руководство заговорило о том, что нужно уходить от нефти. И вот сейчас, похоже, ситуация возвращается на круги своя. Кабмин обсуждает что угодно, кроме реиндустриализации экономики и создания единого народнохозяйственного комплекса, который бы если не ликвидировал, то хотя бы снизил зависимость России от внешних рынков.

«СП»: — Что стоит за арестом саудовских принцев?

— На мой взгляд, саудовский король и его ближайшее окружение находятся в очень некомфортной ситуации. Дело в том, что основным рынком сбыта нефти для Саудовской Аравии на сегодня является Китай. Но два последних года Пекин активно давит на Эр-Рияд, сокращая долю саудовцев на китайском рынке. Добивается руководство Поднебесной одного — чтобы Саудовская Аравия продавала нефть за юани, причем добивается в ультимативной форме.

Эр-Рияд на такой шаг пока не идет, потому что хорошо понимает: любая попытка уйти от нефтедолларов идет вразрез с интересами Вашингтона, и может для саудовцев очень плохо закончится.

Но и терять китайский рынок Эр-Рияду не хочется. К тому же король Салман ибн Абдул-Азиз прекрасно видит, как США поступали со своими недавними союзниками, которые вдруг стали неугодными.

Именно поэтому, я считаю, ибн Абдул-Азиз в начале октября побывал с визитом в России, где встретился с президентом Владимиром Путиным и договорился о закупке четырех дивизионов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф».

Плюс, действия Эр-Рияда объясняются предстоящим IPO 5% акций государственной компании Saudi Aramco. США в последнее время вставляют палки в колеса готовящейся сделке. Предполагалось, что IPO будет проходить на Нью-Йоркской бирже, а сегодня против этого имеются серьезные возражения. Плюс, рейтинговые агентства, подконтрольные Вашингтону, которые прежде оценивали пакет Saudi Aramco в $ 2 трлн., опустили планку ниже $ 1 трлн.

Все это, я считаю, говорит о давлении на саудовцев со стороны США. Вашингтон дает ясный сигнал Эр-Рияду: если продадите хотя бы баррель нефти за юани, вас ждут серьезные неприятности.

Арест саудовских принцев, на мой взгляд, еще одно проявление нажима Вашингтона, поскольку информация о коррупции саудовских принцев подброшена американскими спецслужбами.

«СП»: — Действия Эр-Рияда, Пекина и Вашингтона повышает цены на нефть?

— Они повышают волатильность нефтяных котировок. Управление ценами на «черное золото» снова становится инструментом большой политической игры. И я не исключаю, что эта игра будет развернута еще и против России, и обострится как раз накануне президентских выборов в РФ в марте 2018 года.

— Повышение цен на нефть России безусловно выгодно, — уверен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Я отрицательно отношусь к идее, что высокие цены на «черное золото» замораживают экономическую активность. Для примера удобно взять Украину. Там нет масштабной добычи нефти и газа, 25 лет наши страны идут разными путями. Но если согласиться, что развитие экономики тормозит нефтяная индустрия, почему «незалежная», экономику которой — по идее — ничего не тормозит, не стала процветающим государством?!

Теперь что касается самих нефтяных цен. Я не являюсь сторонником теории, что рынок нефти — это обычный товарный рынок. Это не так. Например, сейчас многие говорят, что этот рынок пришел в равновесие. Вместе с тем, нынешние запасы «черного золота» все равно больше, чем в 2012 году, когда цена на нефть была существенно выше.

Противоречит рыночной теории и другой момент. Сейчас цены выросли до $ 64 за баррель — но почему так произошло? Что принципиально изменилось на рынке нефти за несколько последних месяцев, что, пришли какие-то сенсационные данные, которые изменили поведение игроков? Нет, конечно. Все понимают, что подобные скачки объясняются спекуляциями. Причем, именно на рынке нефти влияние спекулятивного фактора огромно.

На мой взгляд, бороться с этим бесполезно — в систему можно только встроиться. Я, например, воспринимаю сделку России с ОПЕК именно как словесную интервенцию, которая помогла нам стать частью этой системы.

При этом надо понимать: ключевым спекулянтом на рынке нефти являются США. Львиная доля операций с нефтяными фьючерсами связана с Америкой — на этих бумагах играют американские пенсионные фонды.

Сегодня рост цен на нефть, я уверен, объясняет подготовка к ключевому событию — IPO Saudi Aramco. Трудно сказать, за какую цену будет продан 5-процентный пакет акций, но точно выше $ 1 трлн. Причем Саудовская Аравия всеми силами пытается цену поднять, и прекрасно понимает: чем дороже нефть, тем дороже Saudi Aramco.

Потому саудовцы едут в Россию и распускают слухи, что сделка ОПЕК+ будет продлена. Плюс, арестовывают принцев, и раскручивают тему нестабильности в регионе — тему Йемена, который может нанести ракетный удар по Эр-Рияду, плюс тему курдов. Нестабильность в регионе также поднимает цены на нефть.

Но главное, на рост нефтяных цен играет Дональд Трамп, который заявляет, что IPO Saudi Aramco — чуть ли не историческое событие. На деле, США, помогая саудовцам, помогают себе. Трамп — открытый сторонник углеводородов. Он играет против тренда, и утверждает, что Америке необходима нефтяная индустрия. По сути, Трамп стал главным лоббистом высоких цен на нефть по простой причине: сланцевая индустрия США чувствуют себя некомфортно при ценах ниже $ 50 за баррель, и очень комфортно — при ценах выше $ 60 за баррель. И нет лучшего способа обеспечить приток инвестиций в сланцевую индустрию, чем загнать вверх цены на нефть.

Эр-Рияд за это содействие, замечу, обещает Трампу выполнить крупнейшее в истории соглашение о поставке в Саудовскую Аравию американского вооружения на сумму в $ 109,7 млрд., о котором президент США договорился с саудовцами еще в мае 2017 года.

«СП»: — Будет ли цена на нефть разгоняться дальше?

— Не думаю. Цены значительно выше $ 60 за баррель невыгодны, прежде всего, самой нефтяной индустрии, поскольку играют на руку сторонникам «зеленой» энергетики. Думаю, «черное золото» будут и дальше держаться в коридоре $ 50−60 за баррель.

Источник: http://newsdiscover.net/news/read/Kreml_opjat_poskolznetsja_na_dorogoj_nefti.html

11
7900
1