Япония передумала, и теперь хочет не два, а четыре острова Курил

На модерации Отложенный

Япония намерена продолжать переговоры с Россией и заключить мирный договор на основе решения вопроса о принадлежности всей южной части Курил и проведения линии границы между двумя странами. Об этом, как сообщает ТАСС, премьер-министр страны Синдзо Абэ заявил ходе дебатов в бюджетной палате нижней палаты парламента.

«Предметом переговоров являются все четыре северных острова. В этой позиции нет никаких изменений», — отметил он.

Таким образом, глава японского правительства ответил на подозрения оппозиции о возможности передачи Россией только острова Шикотан и примыкающей к нему гряды мелких необитаемых островков, которые в Токио считают за один. Он также заверил, что подписание мирного договора состоится только «на основе определения линии границы».

Вместе с тем, давать гарантий, что мирный договор будет подписан на основе передачи только части желанных островов, он не стал, просто отказавшись комментировать эту тему. При этом глава кабмина старался не называть «северные территории» исконно японскими. Впрочем, формулировку «исконные территории» в Токио начали избегать ранее, опасаясь навредить переговорному процессу.

Отказался премьер и раскрывать содержание переговоров тет-а-тет с президентом Владимиром Путиным, объяснив такую секретность желанием не подрывать существующее между ними доверие. Пока записи переводчика, которые являются официальным документом, засекречены и вопрос обнародования не решен.

«Это переговоры с президентом Путиным наедине и, естественно, они должны вестись начистоту, поэтому если вот тут прямо сейчас их предать огласке, то в следующий раз ни он, ни я не сможем говорить откровенно», — пояснил глава японского кабмина. Он также добавил, что есть вещи, которые невозможно сказать при большом скоплении людей, а существующий формат общения наедине является важным приобретением.

На прошлой неделе на общенациональном съезде за возвращение «северных территорий» японцы впервые отказались от фразы «незаконная оккупация». По мнению эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Дмитрия Стрельцова, высказанному РИА «Новости», это говорит о желании японской стороны продолжить диалог и провести переговоры в более спокойной обстановке.

«Японско-российские переговоры вступили в такую стадию по мирному договору, когда любые сенсационные заявления или любой шум вокруг этой проблемы создают дополнительные помехи», — пояснил он. Эксперт также обратил внимание, что некоторые высказывания Токио вызвали резко негативную реакцию МИД РФ.

Кстати, в российском МИД также обратили внимание на отказ от формулировки «оккупация».

«Мы анализируем в первую очередь официальные заявления японской стороны и шаги, которые предпринимаются официальным Токио по этому направлению. Конечно, мы отмечаем атмосферу, которая формируется либо сопутствует заявлениям, переговорному процессу. Комментировать действия японских неправительственных, общественных организаций в данном случае не стоит. Речь идёт не об официальной позиции. Российскую позицию Вы прекрасно знаете. Принадлежность островов, упомянутых Вами, не обсуждается», — заявила официальный представитель МИД Мария Захарова в ходе брифинга.

Эту позицию подтвердил и посол РФ в Японии Михаил Галузин, который в интервью сообщил, что вопросы суверенитета над Южными Курилами и их передачи Японии на переговорах не обсуждаются. Вместе с тем, по его словам, стоит задача поступательного развития отношений двух стран на качественном уровне. Оно предполагает, в частности, признание Японией в полном объеме итогов Второй мировой войны, которое включает и законность суверенитета России над Южными Курилами.

Кроме того, дипломат отметил необходимость снятия озабоченности Москвы в сфере безопасности, «вследствие тех вызовов, которые проистекают сегодня от японо-американского военного альянса». Ранее, настаивая на передаче островов, в Токио пообещали, что без согласия японской стороны США не будут размещать там свои военные базы.

«Заявления о возможности даже гипотетического размещения иностранных вооруженных сил на российских территориях как минимум неуместны», — заявил Михаил Галузин.

А власти Сахалинской области решили и вовсе поставить точку в вопросе принадлежности архипелага, проведя открытый опрос жителей.

Врио губернатора Сахалинской области Валерий Лиморенко заявил Первому каналу, что у него нет сомнений в том, что Курилы — это российская земля. Его поддержал и депутат Сахалинской областной думы Виталий Гомилевский.

«Уж мы-то, сахалинцы, знаем в реальной жизни, а не понаслышке, настроение наших курильчан. А настроение одно: Курилы — это Россия», — подчеркнул он.

Как бы то ни было, но Синдзо Абэ явно не хочет оставлять будущим поколениям нерешенной 70-летнюю проблему, переговоры активизировались, риторика в последнее время сменилась с достаточно воинственной на, казалось бы, более дипломатичную.

Однако по мнению д.и.н., профессора Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Владимира Колотова, японская позиция ужесточается. Он напомнил, что Токио требует четыре острова плюс вопрос компенсаций за якобы незаконное пользование Россией Курильскими островами и так далее. Правда, отметил эксперт, сейчас Абэ не говорит о том, что ему якобы обещали в Москве, хотя до нового года это активно будировалось.

— России надо занять более жёсткую позицию. Все игры с нашими дорогими японскими партнерами для нас контрпродуктивны. Они подрывают позиции власти внутри страны и позиции России на внешнеполитической арене.

Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Точка. Япония — проигравшая сторона во Второй мировой войне. Каждый раз в истории мы видели: когда Япония начинает как-то активизировать свою внешнеполитическую деятельность, она этим занимается накануне очередной мировой войны.

Она этим занималась перед Первой мировой войной и была русско-японская война, Японию поддерживали Британия и США. Накануне Второй мировой войны Япония нашла себе союзников — державы оси Рим-Берлин-Токио и была активна. Привело это к тому, что Япония получила самый худший в человеческой истории результат — стала единственной страной в мире, в отношении которой применили атомное оружие.

Сейчас, если называть вещи своими именами, Япония пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны за счет России. Ее поддерживают Соединенные Штаты. Соответственно, на нас смотрят во всем мире, затаив дыхание: если нас удастся обмануть, как это было с расширением блока НАТО и дезинтеграцией Варшавского договора, то это будет очередное очень сильное геополитическое поражение России. Мы перестанем рассматриваться как держава-победитель Второй мировой войны со всеми вытекающими последствиями, как, например, утрата места в Совете безопасности ООН и так далее. Вот о чем идет речь.

Никаких оснований у Японии, как выражается наш президент «выковыривать изюм из булки», нет. И с моей точки зрения это была большая ошибка опираться на хрущевскую декларацию 1956 года. Это была глупая идея — повесить перед японцами морковку, чтобы добиться нейтрального статуса.

Япония была оккупирована по итогам Второй мировой войны американцами и, фактически, остается оккупирована до сих пор. Это страна с ограниченным суверенитетом.

Позиция Японии, с моей точки зрения, абсолютно контрпродуктивна и алогична, потому что они отказываются признавать итоги Второй мировой войны в отношении России, но безоговорочно признают в отношении США. Двойные стандарты идут. И мы начинаем играть в эти игры. Это не дело.

Сейчас Япония пытается нам навязать свою повестку дня. Это неправильно — мы должны навязывать, ставить на место тех, кто пытается играть не по правилам, которые появились по результатам Второй мировой войны.

Впрочем, нельзя исключать и другое. В Кремле много башен, и возможно, какие-то «башни» начали игру против действующего президента и используют Японию в этих играх.

«СП»: — В последнее время руководство страны и внешнеполитическое ведомство резко отреагировали на заявления, звучащие из Токио.

— Некоторые заявления, действительно, были. Я считаю, что надо вести политику как раз в русле этих заявлений. Тем более что экспертное сообщество, на мой взгляд, тоже достаточно определенно высказалось. Декларация 1956 года была дезавуирована решением Верховного Совета СССР в 1960 году. И этот документ не имеет юридической силы. Почему мы на него опираемся? Он выгоден Японии. Давайте опираться на те документы, которые выгодны России. Это более правильная позиция.