Эстония вспомнила: Россия нам Печорский район должна

На модерации Отложенный

Поклонник эстонских эсэсовцев, бывший министр обороны, министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу выступил с территориальными претензиями к России и потребовал возместить ущерб от «советской оккупации», как он поименовал вступление республики в состав Советского Союза.

Об этом министр заявил на страницах издания Eesti Päevaleht («Эстонская дневная газета») в связи с очередной годовщиной так называемого Тартуского мира.

Тартуский мирный договор был подписан 2 февраля 1920 года между РСФСР и Эстонией в городе Тарту, на самом деле — в древнем русском городе Юрьев, так поименованном князем Ярославом Мудрым. Тарту носил разные названия — в зависимости от того, кому принадлежал, но уж точно не эстонцам до распада Российской империи. Город назывался Юрьев в 1030 — 1224 годах, затем аж до 1893 года по-немецки — Дерпт, потом до 1918 года снова был Юрьев.

Тартуский мир предполагал не его статус, а статус республики. Эстонцы при помощи белогвардейской Северо-Западной армии, британского военно-морского флота, финских, шведских и датских добровольцев отвоевали независимость у Красной армии в так называемой освободительной войне в период с 28 ноября 1918 года по 3 января 1920 года. И вот 2 февраля 1920 года на конференции в городе Тарту главы делегаций Эстонии — бывший руководитель автономной Эстляндской губернии в составе Российской империи Яан Поска, известный до революции как Иван Иванович Поска, и РСФСР — советский дипломат Адольф Иоффе подписали договор, по которому Советская Россия отказалась от каких-либо прав на Эстонию и первой признала де-юре Эстонскую Республику.

Что касается советской оккупации, о которой так любит рассуждать Урмас Рейнсалу, то в МИД России в этой связи уточнили: присоединение Эстонии к СССР произошло в соответствии с нормами международного права. Таким образом, термин «оккупация» в этом случае использоваться не может.

Напомним: 28 сентября 1939 года председатель Совнаркома и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Эстонской республики Карл Сельтер подписали в Москве «Пакт о взаимопомощи между СССР и Эстонской Республикой».

В 1940 году в Эстонии прошли выборы в парламент. На первой же его сессии 21 июля 1940 года было принято решение об установлении в стране советской власти и образовании Эстонской Советской Социалистической Республики.

22 июля парламент принял декларацию о вступлении Эстонии в состав СССР и обратился с соответствующей просьбой к Верховному Совету СССР. В тот же день президент Эстонии Константин Пятс подал прошение об освобождении его от полномочий президента, которые в соответствии с Конституцией перешли к премьер-министру.

6 августа 1940 года Верховный Совет СССР принял постановление о принятии в состав СССР Эстонской ССР.

Сопротивлялась ли эстонская армия или ее политики? Нет. Эстонская армия была переформирована в 22-й стрелковый корпус, командующим был назначен бывший офицер Русской Императорской армии, генерал майор, ставший генерал-лейтенантом РККА Густав Йонсон. Никаких признаков сопротивления, а стало быть, и оккупации не было.

Но вот сейчас министр юстиции Эстонии заявляет газете Eesti Päevaleht: «Мы отмечаем годовщину Тартуского мира. Мы с преданностью вспоминаем о смелости эстонских солдат и дипломатов, которые строили свое государство.

Для Эстонии мирный договор, по сути, закончился победой. Вторая статья мирного договора, согласно которой Россия навсегда отказывается от своих привилегий в отношении Эстонии, действительна и сейчас».

Эстонские политики, минуя историческую реальность, пытались вставить напоминание о Тартуском договоре в качестве преамбулы к уже подписанному в 2005 году российско-эстонскому пограничному договору. Россия отозвала свою подпись, так как из-за преамбулы Эстония могла выступить с территориальными претензиями в связи с присоединением к РФСР в 1945 году древнего исконно русского Печорского района Псковской области — бывшего эстонского уезда Петсеримаа. Именно 2 февраля 1920 годa по условиям Тартуского мира весь Печорский уезд бывшей Псковской губернии вошел в состав независимой Эстонии, став единственным уездом республики с преобладанием этнических русских.

После войны справедливость восторжествовала, и надо сказать, уже после распада СССР, в связи с желанием Таллина вступить в НАТО, Эстония отказалась от территориальных претензий к России. Новый договор, уже без спорной преамбулы, был вновь подписан министрами иностранных дел в Москве 18 февраля 2014 года. Однако он до сих пор не ратифицирован. В январе 2017 года наш министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «Россия вернется к этому вопросу в случае, если двусторонние отношения будут развиваться конструктивно».

Правильно заявил. Преамбулы в договоре нет, но вот сейчас Урмас Рейнсалу утверждает: якобы до сих пор конституционно действует обозначенная в Тартуском мирном договоре линия государственной границы, до заключения между странами других договоренностей. Ну да, для министра юстиции Эстонии вхождения Печорского района в состав РСФСР не было, так как была оккупация.

Тут стоит напомнить слова Путина, которые наш президент произнес в 2005 году, коснувшись выдвигаемых Латвией территориальных претензий. "Президент России" заявил тогда: «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши». Были такие претензии. «Мы никогда не будем вести переговоры на платформе каких-либо территориальных претензий», — заявил тогда Владимир Путин.

Но эстонского министра это не останавливает. Он не только напомнил о своих территориальных претензиях, но и заявил: «Те, кто сегодня произносят праздничные речи о важности Тартуского мира, не должны забывать, что правовая преемственность не может быть выборочной. Советский Союз оккупировал Эстонию, нарушив именно Тартуский мир. Его правопреемница Россия должна это признать, и по факту она, исходя из международного права, обязана возместить причиненный ею ущерб».

Ну, а со своей стороны мы еще напомним о политической ориентации министра юстиции Эстонии. 14 июля 2012 года в городе Курессааре, бывшем Кингисеппе на острове Сааремаа, где проходил слет бывших эсэсовцев из 20-й эстонской дивизии СС, Рейнсалу, который тогда был министром обороны, заявил, что их «вклад, который исходил из принципа законной правопреемственности, имел решающее значение для Эстонской Республики и одновременно спас честь нашего народа».

Такая вот "эсэсовская законопреемственность" у эстонского министра…